В конце 30-х в СССР была создана мощная научно-производственная
база, способная проектировать и производить большое количество машин
разных типов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского
военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%. В
результате, в июне 1941 года производственная база была в полтора раза
больше немецкой.
До сих пор нет единого мнения о количественном составе советских ВВС на момент начала войны.
Называются цифры по общему количеству боевых самолетов
17500-20000, из них на западной границе находился 9261 самолет (В.С.
Шумихин "Советская военная авиация 1917-1941").
- в Ленинградском ВО (24 авиаполка): 1270
- в Прибалтийском ВО (19 авиаполков): 1140
- в Западном особом ВО (29 авиаполков): более 1500
- в Киевском особом ВО (32 авиаполка): 1672
- в Одесском ВО (15 авиаполков): 950
- в Дальнебомбардировочной авиации: 1346
- в ВВС Балтийского, Черноморского и северного флотов: 1338
Из общего числа боевых самолетов 53,4% были истребителями,
41,2% - бомбардировщиками, 3,2% - самолетами-разведчиками и 0,2% -
штурмовиками. Около 80% всех самолетов относились к более старым типам
(И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5). С появлением новых самолетов в
начале 1941 года, общее число типов машин составило 27, из которых 7
являлись модернизированными версиями (типов бомб насчитывалось 86).
Все это многообразие типов затрудняло снабжение и усложняло организацию и
применение воздушные частей.
Новые истребители построили, не так уж и мало (1309 МиГ-1 и
МиГ-3, 399 Як-1 и 322 Як-3, всего 2030), но они еще не были в
достаточной степени освоены личным составом.
Сравнение ВВС и Люфтваффе на 22 июня не может быть сделано,
исходя просто из числа машин, что означало бы более чем двукратное
превосходство ВВС. Следует учитывать необеспеченность экипажами и
небоеспособность части самолетов.
Наиболее важным было немецкое превосходство в качестве самолетов и
подготовке экипажей. Немецкие самолеты превосходили наши с точки зрения
летных характеристик и огневой мощи. Обширный, почти двухлетний боевой
опыт немецких пилотов предрешил большинство воздушных поединков.
Качественное превосходство немцев дополнялось организационными
преимуществами. В то время как советские авиационные части были
рассредоточены по военным округам, армиям и войсковым частям, и не могли
использоваться сконцентрированно, как одно целое, немецкие самолеты
были сведены в воздушные флоты, каждый из которых насчитывал до 1000
машин. В результате ВВС действовали раздробленно, а Люфтваффе
концентрировались для ударов по ключевым секторам и в наиболее важный
момент.
На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов.
Признавая мужество и доблесть советских летчиков того времени,
преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, нельзя не признать
тот факт, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года
исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти
всей авиационной промышленности в районы недосягаемые для немецкой
авиации и тем, что в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном
технику, а не летный и технический составы.
Именно они и стали основой возрождаемых ВВС.
В 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей.
На 1 января 1942 года на вооружении ВВС РККА состояло 12000 самолетов. из них 5400 боевых.
В первой половине 1942 г. в боевом составе истребительной
авиации были следующие типы самолетов отечественного производства: И-153
(18% от общего количества), И-16 (28%), МиГ-3
(23,9%), ЛаГГ-3 (11,5%), Як-1 (9,2%).
Начиная с января 1942 г. выпуск авиатехники неуклонно возрастал.
Если в первом квартале среднемесячное производство боевых самолетов
составлял 1100 машин, то во втором квартале — 1700. Всего за первое
полугодие было выпущено 9744 самолета, из них 8268 боевых.
Выпуск самолетов во втором полугодии выглядел следующим образом: июль —
2224 (всего)/1835 (боевых), август - 2492/2098, сентябрь - 2672/ 2286,
октябрь — 2839/2462, ноябрь -2634/2268, декабрь - 2831/2464.
В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918
истребителей, а немцкая — 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники
поставили советским ВВС 1815 истребителей.
В 1943 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили 4569
истребителей, а советская авиапромышленность передала фронту 14627
истребителей.
На 1 января 1942 г. советские ВВС имели в своем составе 12000
самолетов, в том числе в действующей армии — 5400, на 1 января 1943 г. -
21900/12300, на 1 января 1944 г. - 32500/13400.
В конце 1944 г. в составе ВВС имелось 16 воздушных армий, в
которые входили 37 авиакорпусов и 170 авиадивизий (63 истребительных, 50
штурмовых, 55 бомбардировочных и 2 смешанных). Всего за годы войны в
СССР были созданы 18 воздушных армий.
В 1945 г. в составе ВВС РККА существовали 15 воздушных армий, из которых
три (9, 10 и 12-я) находились на Дальнем Востоке, а 7-я воздушная армия
— в Резерве Ставки Верховного Главнокомандования.
По советским данным, на 1 января 1944 г. в действующей армии
находилось 10200 (из них 8500 так называемых новых типов) боевых
самолетов, на 1 июля 1944 г. - 12900 (11800), на 1 января 1945 г. -
14700 (14500). В начале 1945 г. Советский Союз имел 22600 боевых
самолетов.
На 9 мая 1945 г. в СССР насчитывалось 47300 боевых самолетов, из
них 9700 бомбардировщиков, 10100 штурмовиков, 27500 истребителей.
По советским данным, в 1945 г. боевые потери советской авиации
(за четыре месяца войны) составили 4100 боевых самолетов, таким образом,
среднемесячные потери равнялись 1025 самолетам.