ДБ-3
Дальний бомбардировщик ДБ-3.На выставке.Чертеж дальнего бомбардировщика ДБ-3.Чертеж торпедоносца на базе ДБ-3.Схема дальнего бомбардировщика ДБ-3.Характеристики
Год разработки
1936 год
Всего произведено
?
Экипаж
3 человек
Масса
Пустого 5270 кг;
Взлетная 9500 кг
Габариты
Длина
14,22 м
Высота
4,19 м
Размах крыла
21,44 м
Площадь крыльа
65,5 м2
Летные характеристики
Двигатель
2×М-87А
Мощность
2×950 л.с.
Максимальная скорость
439 км/ч
Крейсерская скорость
400 км/ч
Потолок практический
9300 м
Дальность полета
4200 км
Вооружение
Пушечное
Пулеметное
3×7,62-мм ШКАС (? патронов)
Бомбовое
2500 кг
Описание
ДБ-3 дальний бомбардировщик. Опытный экземпляр назывался ЦКБ-30. С 1938 г. самолеты типа 1936 г. для отличия от последующих модификаций стали называть ДБ-3Б.
Трудоемкость снизилась только в Ил-4 при коренном изменении всей конструкции. Фюзеляж был по конструкции проще крыла, в нем не было лонжеронов из стали. Узловые шпангоуты были коробчатые, как и рамы жесткости под фонарь, турель, люки, места подвески бомб и др. Толщина обшивки крыла и фюзеляжа почти везде 0,6 мм, рулей 0,4 мм. Полетная
Масса опытного образца была 6250 кг.
Масса пустого самолета без вооружения и съемного оборудования была сначала около 4200 кг. Постепенно
Масса возрастала по мере усложнения оборудования, а также вследствие конструктивных усилений и производственных утяжелений. В поздних серийных, уже ремонтированных экземплярах, она дошла до 5270 кг, а полетная перегрузочная
Масса в разных вариантах нагрузки доходила до 9700 кг. Вооружение: три пулемета ШКАС, иногда пушка ШВАК в носовой установке, позднее ШКАС (300 патронов). Экипаж три человека. На сиденье летчика 9-мм бронеспинка. Бомбовая нагрузка в нескольких вариантах от 1000 до 2500 кг. На испытаниях ЦКБ-З0 показал скорость 335 км/час у земли и до 415 км/час на высоте 4800 м. Дальность полета 4200 км.
Самолет под маркой ДБ-3Б был принят к серийному производству. Летчик В. К. Коккинаки и штурман А. М. Бряндинский в июне 1938 года выполнили на ДБ-З беспосадочный перелет Москва Спасск-Дальний. Расстояние в 7580 км самолет прошел за 24 часа 36 мин. со средней скоростью 317 км/час. В конце апреля 1939 года на такой же машине В. К. Коккинаки со штурманом М. X. Гордиенко пролетели без посадки из Москвы в США.
Средняя скорость по маршруту протяженностью почти 8000 км достигала 348 км/час. В предвоенные годы заводы построили несколько тысяч самолетов ДБ-З и его вариантов, в том числе торпедоносного для авиации Военно-Морского Флота.
Несмотря на то, что он был принят к серийной постройке еще в 1936 г., в предвоенный период он оставался современным бомбардировщиком, не уступавший по главным показателям основному дальнему бомбардировщику гитлеровской Германии Хейнкель и имевший определенные резервы дальнейшего совершенствования. Такая ситуация сложилась благодаря тому, что разработка проекта ДБ-З была основана на новых для того времени технических концепциях, заключавшихся, в частности, в использовании крыла с большей нагрузкой на площадь в сравнении с современными ему самолетами аналогичного назначения. В результате ДБ-3 при значительно меньших размерах и весе имел существенно большую скорость полета.
В период Второй Мировой войны авиационные части, вооруженные самолетами ДБ-3, действуя в основном ночью, наносили по врагу мощные бомбовые удары.