ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Ленд-лиз » Ленд–лиз. Цена победы


Ленд–лиз. Цена победы

Ленд-лиз

Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали странам антигитлеровской коалиции.

О западных поставках вооружения в годы Великой Отечественной войны советская историография предпочитала умалчивать.

Например, в книге Н.А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», изданной в 1948 году, о ленд-лизе западных союзников вообще не было сказано ни слова, а недавний союзник по антигитлеровской коалиции именовался: «Ожиревший на народной крови в период Второй мировой войны монополистический капитализм Соединенных Штатов Америки», который «теперь стоит во главе империалистического и антидемократического лагеря и стал застрельщиком империалистической экспансии во всех частях света». И в более поздние годы роль ленд-лиза всячески умалялась советскими историками.

По этому поводу достаточно сказать о том, что второй по результативности (после Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне Александр Покрышкин 48 самолетов (из 59-и) сбил, летая на американском истребителе «Белл P-39 «Аэрокобра». Но в своей книге «Небо войны», изданной в 1966 году (переизданной в 1968, 1970, 1975, 1980 годах), Покрышкин многократно повторял о самолетах МИГ и ЯК, и лишь вынужденно, вскользь, говорил о «кобрах» с маленькой буквы — так, что неосведомленному читателю сложно даже было догадаться о том, что «кобра» — это американский самолет, тем более, что Покрышкин писал о «наших» «кобрах».

Белл P-39 «Аэрокобра» — самолёт Покрышкина в 1943—1944 годах.

В «Краткой истории» Великой Отечественной войны отмечается, что «СССР действительно получил во время войны по ленд-лизу некоторые виды вооружения, а также важные для народного хозяйства машины, оборудование, материалы… Однако в целом эта помощь не была сколько-нибудь значительной и никак не могла оказать решающего влияния на ход Великой Отечественной войны».

Принижение роли западных поставок в советских военных условиях было направлено в первую очередь на утверждение мифа об «экономической победе социализма» в Великой Отечественной войне и о превосходстве советской военной экономики над военными экономиками капиталистических стран. Лишь после 1985 г. в советских публикациях стали попадаться иные оценки союзной помощи.

Так, маршал Г.К. Жуков в послевоенных беседах с писателем К.М.Симоновым заявил: «Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев… При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок». При этом Жуков подчеркивал, что «мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией». Достоверность передачи К. Симоновым этих бесед с Жуковым, состоявшихся в 1965-1966 гг., подтверждается высказываниями Г. Жукова, зафиксированными в результате прослушивания органами безопасности в 1963 году («Военные архивы России». М.,1993. Вып. 1., с. 234).

БМ-13 «Катюша» на платформе Студебеккера

В статье Юрия Гладченко «Детский взгляд на войну», которая печаталась в нескольких номерах нашей газеты, тоже есть упоминание об американской помощи: «Самыми главными в школе для нас были не книги из Москвы, а бесплатная американская тушенка из свинины».

То есть получается, что воевали наши солдаты на американской технике, ели американскую тушенку, а советская пропаганда, в конечном итоге, настолько вбила в мозги людям образ «ожиревшего на народной крови капитализма Соединенных Штатов Америки», что до сих пор для многих людей США — главный враг всего человечества.

Или, все-таки, может, правы были советские идеологи, и никакой существенной помощи не было, и мы сами вытянули ту страшную войну и спокойно обошлись бы без американской помощи?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать правду — не частями, не дозированную, не искривленную, а всю правду. Как в суде — если судья получит показания только одной стороны, то решение его будет неправедным. Так и в нашем случае — чтобы давать оценку тем событиям, которые происходили в годы войны, нужно, наверное, знать о них, по возможности, полную информацию.

Мы хотим сегодня дать такую информацию — а выводы из нее делать вам самим, уважаемые наши читатели.

Что такое ленд-лиз и какова его роль в помощи СССР в 1941-1945 гг.?

Ленд-лиз — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:

поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);

переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.

Всего поставки по ленд-лизу составили около $50,1 млрд (эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008 года), из которых $31,4 млрд было поставлено в Великобританию, $11,3 млрд — в СССР, $3,2 млрд — во Францию и $1,6 млрд — в Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил $7,8 млрд, из которых $6,8 млрд пришёлся на Великобританию и страны Содружества.

К декабрю 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР + Великобритания) соотносилось с ВВП Германии и её европейских союзников как 1:1. Стоит учесть, однако, что к этому моменту Великобритания была истощена морской блокадой и сколь-нибудь существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически целиком завязанной на внешнюю торговлю.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из почти 200 млн. человек населения около 78 млн. осталось на оккупированных территориях.

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и её сателлитам и по ВВП (0,9:1), и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации).

В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть оказать влияние на ход боевых действий в 1942 году.

США оказывали военную помощь Великобритании течение всего 1941 года, а 1 октября 1941 года Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в её битве за Атлантику, оказался критическим фактором, вовлёкшим США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.

Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысяч тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и десятками миллионов патронов для пистолет-пулемётов и пулемётов (отличающихся от применяемых в СССР калибров оружия), запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолётов и автомобилей.

Уже с 1943 г., когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и проч.) и станки для советской промышленности.

Поставки в СССР

Подписание договоров по ленд-лизу

Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:

«пре-ленд-лиз» — с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 (оплачен золотом);

первый протокол — с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941);

второй протокол — с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942);

третий протокол — с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943);

четвёртый протокол — с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть 8 августа 1945). Япония капитулировала 2 сентября 1945 года, а 20 сентября 1945 все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.

Маршруты и объем поставок

Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941-1942 гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года. Из обещанных Англией 800 самолётов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941 г., поступило 669 самолётов и 487 танков. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка, в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также 16 502 грузовые автомашины, то есть в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.

Основные маршруты и объём транспортированных грузов:

Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.

Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов из-за деятельности «Люфтваффе» и «Кригсмарине» оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2 недель.

Груз с северными конвоями шёл также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину ещё не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР.

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.

Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2 972 тонн грузов. Чтобы увеличить объёмы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 — до 200 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением «General Motors». Самые крупные назывались «TAP I» (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и «TAP II» в Хорремшехре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.

Студебеккеры в Иране по пути в СССР

Следует отметить, что в годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7 925 самолетов.

Маршруты поставки тыс. тонн % от общего

Тихоокеанский 8 244 47,1

Трансиранский 4 160 23,8

Арктические конвои 3 964 22,6

Чёрное море 681 3,9

советская Арктика 452 2,6

Всего 17 501 100,0

Номенклатура поставок

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении нашей промышленности и армии.

Летательных аппаратов — 22 150

Танков — 12 700

Легковых джипов и вездеходов — 51 503

Грузовых машин — 375 883

Мотоциклов — 35 170

Тракторов — 8 071

Винтовок — 8 218

Автоматического оружия — 131 633

Пистолетов — 12 997

Взрывчатые вещества — 345 735 тонн

Динамита — 70 400 000 фунтов (31 933 тонн)

Пороха — 127 000 тонн

Тротила — 271 500 000 фунтов (123 150 тонн)

Толуола — 237 400 000 фунтов (107 683 тонн)

Детонаторов — 903 000

Оборудования зданий — $10 910 000

Товарных вагонов — 11 155

Локомотивов — 1 981

Грузовых судов — 90

Противолодочных кораблей — 105

Торпед — 197

Радиолокаторов — 445

Двигателей для кораблей — 7784

Запасов продовольствия — 4 478 000 тонн

Машин и оборудования — $1 078 965 000

Цветных металлов (медь, алюминий, олово, кобальт) — 802 000 тонн

Автомоб. шины, тыс. штук — 3659

Шерсть, тыс. тонн — 98

Сахар, тыс. тонн — 658

Мясные консервы, млн. банок — 2077 Жиры животные, тыс. тонн — 602

Нефтепродуктов — 2 670 000 тонн

Химикалий — 842 000 тонн

Хлопка — 106 893 000 тонн

Кожи — 49 860 тонн

Шин — 3 786 000

Армейских ботинок — 15 417 000 пар

Одеял — 1 541 590

Спирта — 331 066 л

Пуговицы — 257 723 498 шт.

Значение поставок

Уже в ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту И. В. Сталин писал:

«Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом».

Высоко оценивал роль ленд-лиза и А. И. Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:

«…Когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах, и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления». (Г. Куманев «Говорят сталинские наркомы», стр. 70 — Смоленск: Русич, 2005).

Одноцилиндровые BSA поставлялись двух моделей: WM30 с верхнеклапанным 15-сильным двигателем объемом 350 см³ и WM20 с нижнеклапанным 12-сильным двигателем объемом 500 см³. Последний при весе 170 кг разгонялся до 105 км/ч и стал лидером среди английских военных машин по количеству выпуска. Хотя самым известным и массовым стал «Harley-Davidson WLA 42»: получив прозвище «Liberator» («Освободитель»), он стал на Западе символом победы. По оценке личного состава, это был лучший мотоцикл с коляской — вполне надежен, неприхотлив, потребляя даже советское горючее.

Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК и создания армии.

Паровоз Ел-629 — серия грузовых паровозов, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах. Поставлялись как военная помощь. Паровозы «Е» известны также тем, что в 1920 году в топке одного из них (Ел-629) белогвардейцами был сожжен революционер-большевик Сергей Лазо.

По материалам СМИ подготовил Анатолий Герасимчук,

окончание здесь

Дата публикации: 7-11-2012

Категория: Ленд-лиз

 

Тема: ленд-лиз, война, СССР

  Яндекс.Метрика