Ла-5
Ла-5 истребитель КБ Лавочкина.Перед взлетом.Изображение Ла-5Изображение Ла-5Поднятые по боевой тревоге.Характеристики
Год выпуска
1942 год
Всего произведено
?
Экипаж
1 человек
Масса
Пустого 2681 кг;
Взлетная 3360 кг
Габариты
Длина
8,67 м
Высота
3,06 м
Размах крыла
9,80 м
Площадь крыла
17,56 м2
Летные характеристики
Двигатель
М-82
Мощность
1700 л. с.
Максимальная скорость
626 км/ч
Крейсерская скорость
? км/ч
Потолок практический
9600 м
Дальность полета
655 км
Вооружение
Пушечное
2×20-мм ШВАК (? снарядов)
Пулеметное
Бомбовое
Описание
Коллектив конструкторского бюро, возглавляемого С. А. Лавочкиным, в декабре 1941 года завершил модификацию строившегося серийно истребителя ЛаГГ-З. Переделки были сравнительно небольшие, размеры и конструкция самолета сохранились, но из-за большего миделя нового двигателя на борта фюзеляжа надставили вторую, неработающую обшивку. Сделано это было для того, чтобы не приостанавливать массового выпуска самолетов.
В дальнейшем фюзеляж был переделан. Усилено было и вооружение самолета. Вместо одной пушки на ЛаГГ-З, на его новом варианте, установили две 20-мм пушки ШВАК. Модифицированный самолет, получивший марку Ла-5, приняли для массового производства. Уже в сентябре 1942 года истребительные полки, оснащенные машинами Ла-5, участвовали в сражении под Сталинградом и добились крупных успехов.
Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными преимуществами перед немецкими самолетами такого же класса. Его скорость 613 км/час при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей противника. Фюзеляж полумонокок, выклеенный из березового шпона толщиной 1,150,75 мм в пять-восемь слоев, с уменьшением толщины от носа к хвосту. На первых порах еще оставалась двойная обшивка фюзеляжа за капотом, но потом фюзеляж полностью переделали в полном соответствии с габаритами двигателя М-82. Крыло двухлонжеронное, площадью 17,56 квадратных метров и размахом 9,8 м, с предкрылками. Элероны небольшого размаха, щелевые, обшивка полотно. Обшивка крыла фанера в 3 мм.
Вооружение Ла-5 состояло из двух синхронных пушек ШВАК. Оперативность выполнения большого объема доводочных работ в ходе испытаний Ла-5 в значительной степени определялась тесным взаимодействием КБ С. А. Лавочкина с НИИ ВВС, ЛИИ, ЦИАМ и КБ А. Д. Швецова. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки решить множество вопросов, связанных в основном с компоновкой силовой установки, и довести Ла-5 до серии, прежде чем на конвейере вместо ЛаГГ появился другой истребитель.
Производство Ла-5 быстро наращивалось, и уже осенью 1942 г. под Сталинградом появились первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель.
Летчики, летавшие на Ла-5, смело шли в лобовые атаки, навязывая противнику выгодную для себя тактику боя. В 1943 г. было выпущено 5047 истребителей Ла-5.
В начале 1943 года на Ла-5 стали ставить форсированный двигатель М-82Ф. Мощность его по сравнению с М-82 не изменилась, но благодаря проведенным доработкам 10-минутный форсажный режим М-82 стал для М-82Ф номинальным. Это повысило боеспособность Ла-5, так как позволяло вести бой на небольших высотах на повышенном по мощности режиме работы двигателя. Вскоре на этом истребителе фонарь кабины летчика стали выполнять с улучшенным обзором как передней, так и задней полусферы. Для защиты летчика фонарь оборудовался передним и задним бронестеклами. Истребитель Ла-5Ф, как часто называли этот вариант Ла-5, выпускался до весны 1944 г. и был самым массовым в 1943 г. в соотношении с другими вариантами Ла-5.