Авиаконструктор Роберто Орос ди Бартини прожил в нашей стране 51 год и создал множество проектов самолетов. И хотя реально построенные аппараты можно пересчитать по пальцам, каждый их них — веха в авиации. «Сталь-6», в 1933 году, одним из первых в СССР развил скорость 420 км/ч. «Сталь-7» имел впечатляющую для своего времени дальность полета — 5000 км при скорости более 400 км/ч. Его военный вариант, получивший известность как Ер-2, в начале войны бомбил Германию, взлетая с подмосковных аэродромов. Но сам Роберт Людвигович (так его окрестили в советских документах) — барон, итальянский политэмигрант-коммунист — сидел уже в тюрьме.
«Ему поразительно не везло»,— вспоминал О.К.Антонов. Он же называл его гением, а С.П.Королев — учителем. Впрочем, о судьбе Бартини можно узнать из книги Игоря Чутко «Мост через время». У нас же пойдет речь о нерассказанном в ней — о последней машине конструктора. Вот как он излагал ее «философию» в газетном интервью начала 70-х годов:
«Самолет хорошо летает, но плохо поднимается и садится, вертолет хорошо поднимается и садится, но медленно летает. Я полагаю, выход в том, что вместо шасси надо использовать аэродинамический экран под корпусом летательного аппарата. Образующаяся при этом воздушная подушка сделает машины будущего — экранолеты — все- аэродромными или, если угодно, безаэродромными: они смогут садиться и взлетать всюду...»
Тогда же Бартини говорил об экранопланах-катамаранах грузоподъемностью в тысячи тонн, которые станут доставлять основную часть трансокеанских грузов. По условиям секретности он не мог сообщить напрямую, что уже строит уменьшенный прототип 2,5- тысячетонного экраноплана с вертикальным взлетом. Подъем аппарата над водой на один-два метра позволил бы ему стартовать независимо от морского волнения.
Проектирование началось под Москвой (ст. Ухтомская), а в 1963 году документацию передали в Таганрог на фирму Г.П.Бериева, где и приступили к постройке машины, которую назвали вертикально взлетающей амфибией (ВВА-14).
Фирму на Азовском море выбрали не случайно. Она «знала воду» — выпускала гидросамолеты. В Таганроге же в 1946 — 1948 годах Бартини завершал свой 10-летний тюремный срок — разрабатывал в тамошней «шарашке» новый транспортный самолет. Наконец, таганрогские инженеры тоже исследовали экранный эффект: под руководством конструктора А.Г.Богатырева проектировали 750- и 1200-тонные летающие крылья — десантные, авианесущие экранолеты, которые могли бы уходить и на высоту.
И все же работа над ВВА-14 для фирмы считалась не самой главной, Роберт Людвигович бывал в Таганроге лишь наездами — построили ее, и то не окончательно, лишь в 1974 году.
Внешне амфибия оказалась настолько необычной, что получила прозвище «Змей Горыныч». При длине 26 м имела крыло размахом 30 м. Оно было составным — широкая срединная часть (центроплан) и сужающиеся консоли. Вертикальный взлет Бартини собирался обеспечить за счет обдува крыла — над ним создается разрежение, увлекающее машину вверх. Двигатели для обдува предполагалось установить на пилонах. Хотя, вспоминают специалисты, рассматривался и другой вариант — монтаж в центроплане вертикально расположенных подъемных двигателей. Так или иначе, но к тому времени они на фирму еще не поступили. Два маршевых же, турбовентиляторных, тягой по 6,8 т уже стояли. Взлетный вес «Горыныча» составил бы 52 т. Под крылом у него, подобно катамарану, располагались два надувных поплавка длиной 14 м, диаметром 2,5 м, на которые он должен был приводняться.
Прибытие подъемных двигателей затягивалось на неопределенный срок, и тогда, для взлета, рискнули поставить шасси. Пришел день — аппарат разбежался по полосе и поднялся в небо. А после нескольких пробных полетов отправился своим ходом из Таганрога на базу в подмосковный город Жуковский. Когда «Горыныч» приземлился, Бартини шел к нему навстречу и плакал: это была первая машина, которую он довел до полета за последние три десятка лет.
На испытаниях, все в том же недостроенном виде, она развивала крейсерскую скорость 620 — 640 км/ч, дальность полета достигала 2450 км, потолок — 8000 - 10 000 м. Эффект экрана проявлялся уже на 9-метровой высоте (для экранопланов — чем выше, тем лучше). Поплавки раскрывались и складывались в воздухе за 38 с. И хотя при реальном приземлении их не испытали — подъемных двигателей так и не дождались, но в лабораторных условиях они показывали прекрасные амортизационные свойства.
Бартини убеждал «высокое начальство», что, помимо экранопланов, подобных алексеевским, надо строить и вертикально взлетающие. Но когда и горьковскому-то «монстру» урезали финансирование, 77-летнему конструктору тем паче денег не дали.
Он умер в декабре 1974 года. «Змей Горыныч» вернулся обратно в Таганрог, но доделывать его уже никто не стал. Наоборот, надувные поплавки заменили металлическими лодками, спереди поставили пару двигателей для исследования поддува (нагнетания воздуха под плоскость), и аппарат, названный теперь самолетом 14М-1П, «бегал» какое-то время по воде, разгоняясь до 140 км/ч. Но больше не взлетал. В конце концов, его вновь оттранспортировали в Подмосковье, теперь уже в Монинский авиамузей, где он и стоит — обшарпанный, с отстыкованным крылом, озадачивая редких посетителей своей экзотичностью.
...Идеи живут по закону сообщающихся сосудов: когда от них избавляются в одном месте, они непременно появляются в другом.
«При конструировании коммерческих самолетов главное — снизить затраты на грузоподъемность и дальность полета. Поэтому стараются строить все более крупные машины. Но в какой-то момент возникают неразрешимые противоречия. Скажем, для обеспечения хорошей аэродинамики требуется настолько длинное и тонкое крыло, что уже трудно сделать его прочным. А если объединить крыло и фюзеляж функционально? Говорят, тогда ухудшатся аэродинамические свойства конструкции. Но это верно лишь, если не использовать эффект экрана...»
Подобные слова, пожалуй, можно было бы отыскать у Бартини или у Алексеева, где-нибудь среди их записок 30-летней давности. Однако они сказаны совсем недавно американцем Стивеном Хукером — главой фирмы «Аэрокон», которая исследует для Пентагона возможности околоэкранного полета и разрабатывает гигантские «крылатые корабли». Один из них предполагается длиной 150 м и взлетным весом 4,5 тыс. т, то есть в 10 раз тяжелее «Каспийского монстра».
Такая громадина, похоже, будет «ловить экран» в нескольких десятках метров над морем и станет практически независимой от его волнения. Хукер надеется, что пассажирские «крылатые корабли» понизят цену на билет из Америки в Европу, имея вместе с тем комфортабельность, как у старинных океанских лайнеров. По времени же перелета экраноплан мало уступит авиации — Хукер рассчитывает на скорость около 950 км/ч; дальность хода составит более 18 000 км. Естественно, не остался в стороне Пентагон, он видит в «крылатом корабле» перспективный военный транспорт.
Проект экраноплана Стивена Хукера
Информация о различных экранопланах все чаще появляется в американской прессе. Так, в июньском номере журнала «Popular Mechanics» за 1992 год «всплыл» российский проект 4000-тонного аппарата (длина 120 м, ширина 50 м), предназначенного для полета над тундрой со скоростью 550 км/ч по специально проложенным трассам. Его автор — конструктор А.Н. Панченков. Сообщается, что на Байкале испытана 20-метровая модель будущей машины. У нее три несущие плоскости: одной из них служит верхняя палуба, две другие расположены ниже, тандемом, между боковыми корпусами. Ну что ж, будем ждать ее «всплытия» и на страницах отечественной печати.
После посещения нескольких российских фирм, занимающихся экранопланами, Хукер со смешанным чувством зависти и восторга воскликнул: «Они опередили нас на 30 лет!» Но теперь, как видим, американцы настроены наверстать упущенное.
Автор статьи: Алексей Кузнецов. 1993 г.