ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Авиация СССР » Не состоявшийся советский экраноплан “Змей Горыныч”


Не состоявшийся советский экраноплан “Змей Горыныч”

Произведен
СССР
Год выпуска
Авиация СССР

Авиаконструктор Роберто Орос ди Бартини прожил в нашей стране 51 год и создал множество проектов самолетов. И хотя реально построенные аппараты можно пересчитать по пальцам, каждый их них — веха в авиации. «Сталь-6», в 1933 году, одним из первых в СССР развил скорость 420 км/ч. «Сталь-7» имел впечатляющую для своего времени дальность полета — 5000 км при скорости более 400 км/ч. Его военный вариант, получивший известность как Ер-2, в начале войны бомбил Германию, взлетая с подмосковных аэродромов. Но сам Роберт Людвигович (так его окрестили в советских документах) — барон, итальянский политэмигрант-коммунист — сидел уже в тюрьме.

«Ему поразительно не везло»,— вспоминал О.К.Антонов. Он же называл его гением, а С.П.Королев — учителем. Впрочем, о судьбе Бартини можно узнать из книги Игоря Чутко «Мост через время». У нас же пойдет речь о нерассказанном в ней — о последней машине конструктора. Вот как он излагал ее «философию» в газетном интервью начала 70-х годов:

«Самолет хорошо летает, но плохо поднимается и садится, вертолет хорошо поднимается и садится, но медленно летает. Я полагаю, выход в том, что вместо шасси надо использовать аэродинамический экран под корпусом летательного аппарата. Образующаяся при этом воздушная подушка сделает машины будущего — экранолеты — все- аэродромными или, если угодно, безаэродромными: они смогут садиться и взлетать всюду...»

Тогда же Бартини говорил об экранопланах-катамаранах грузоподъемностью в тысячи тонн, которые станут доставлять основную часть трансокеанских грузов. По условиям секретности он не мог сообщить напрямую, что уже строит уменьшенный прототип 2,5- тысячетонного экраноплана с вертикальным взлетом. Подъем аппарата над водой на один-два метра позволил бы ему стартовать независимо от морского волнения.

Проектирование началось под Москвой (ст. Ухтомская), а в 1963 году документацию передали в Таганрог на фирму Г.П.Бериева, где и приступили к постройке машины, которую назвали вертикально взлетающей амфибией (ВВА-14).

Фирму на Азовском море выбрали не случайно. Она «знала воду» — выпускала гидросамолеты. В Таганроге же в 1946 — 1948 годах Бартини завершал свой 10-летний тюремный срок — разрабатывал в тамошней «шарашке» новый транспортный самолет. Наконец, таганрогские инженеры тоже исследовали экранный эффект: под руководством конструктора А.Г.Богатырева проектировали 750- и 1200-тонные летающие крылья — десантные, авианесущие экранолеты, которые могли бы уходить и на высоту.

И все же работа над ВВА-14 для фирмы считалась не самой главной, Роберт Людвигович бывал в Таганроге лишь наездами — построили ее, и то не окончательно, лишь в 1974 году.

Внешне амфибия оказалась настолько необычной, что получила прозвище «Змей Горыныч». При длине 26 м имела крыло размахом 30 м. Оно было составным — широкая срединная часть (центроплан) и сужающиеся консоли. Вертикальный взлет Бартини собирался обеспечить за счет обдува крыла — над ним создается разрежение, увлекающее машину вверх. Двигатели для обдува предполагалось установить на пилонах. Хотя, вспоминают специалисты, рассматривался и другой вариант — монтаж в центроплане вертикально расположенных подъемных двигателей. Так или иначе, но к тому времени они на фирму еще не поступили. Два маршевых же, турбовентиляторных, тягой по 6,8 т уже стояли. Взлетный вес «Горыныча» составил бы 52 т. Под крылом у него, подобно катамарану, располагались два надувных поплавка длиной 14 м, диаметром 2,5 м, на которые он должен был приводняться.

Прибытие подъемных двигателей затягивалось на неопределенный срок, и тогда, для взлета, рискнули поставить шасси. Пришел день — аппарат разбежался по полосе и поднялся в небо. А после нескольких пробных полетов отправился своим ходом из Таганрога на базу в подмосковный город Жуковский. Когда «Горыныч» приземлился, Бартини шел к нему навстречу и плакал: это была первая машина, которую он довел до полета за последние три десятка лет.

На испытаниях, все в том же недостроенном виде, она развивала крейсерскую скорость 620 — 640 км/ч, дальность полета достигала 2450 км, потолок — 8000 - 10 000 м. Эффект экрана проявлялся уже на 9-метровой высоте (для экранопланов — чем выше, тем лучше). Поплавки раскрывались и складывались в воздухе за 38 с. И хотя при реальном приземлении их не испытали — подъемных двигателей так и не дождались, но в лабораторных условиях они показывали прекрасные амортизационные свойства.

Бартини убеждал «высокое начальство», что, помимо экранопланов, подобных алексеевским, надо строить и вертикально взлетающие. Но когда и горьковскому-то «монстру» урезали финансирование, 77-летнему конструктору тем паче денег не дали.

Он умер в декабре 1974 года. «Змей Горыныч» вернулся обратно в Таганрог, но доделывать его уже никто не стал. Наоборот, надувные поплавки заменили металлическими лодками, спереди поставили пару двигателей для исследования поддува (нагнетания воздуха под плоскость), и аппарат, названный теперь самолетом 14М-1П, «бегал» какое-то время по воде, разгоняясь до 140 км/ч. Но больше не взлетал. В конце концов, его вновь оттранспортировали в Подмосковье, теперь уже в Монинский авиамузей, где он и стоит — обшарпанный, с отстыкованным крылом, озадачивая редких посетителей своей экзотичностью.

...Идеи живут по закону сообщающихся сосудов: когда от них избавляются в одном месте, они непременно появляются в другом.

«При конструировании коммерческих самолетов главное — снизить затраты на грузоподъемность и дальность полета. Поэтому стараются строить все более крупные машины. Но в какой-то момент возникают неразрешимые противоречия. Скажем, для обеспечения хорошей аэродинамики требуется настолько длинное и тонкое крыло, что уже трудно сделать его прочным. А если объединить крыло и фюзеляж функционально? Говорят, тогда ухудшатся аэродинамические свойства конструкции. Но это верно лишь, если не использовать эффект экрана...»

Подобные слова, пожалуй, можно было бы отыскать у Бартини или у Алексеева, где-нибудь среди их записок 30-летней давности. Однако они сказаны совсем недавно американцем Стивеном Хукером — главой фирмы «Аэрокон», которая исследует для Пентагона возможности околоэкранного полета и разрабатывает гигантские «крылатые корабли». Один из них предполагается длиной 150 м и взлетным весом 4,5 тыс. т, то есть в 10 раз тяжелее «Каспийского монстра».

Такая громадина, похоже, будет «ловить экран» в нескольких десятках метров над морем и станет практически независимой от его волнения. Хукер надеется, что пассажирские «крылатые корабли» понизят цену на билет из Америки в Европу, имея вместе с тем комфортабельность, как у старинных океанских лайнеров. По времени же перелета экраноплан мало уступит авиации — Хукер рассчитывает на скорость около 950 км/ч; дальность хода составит более 18 000 км. Естественно, не остался в стороне Пентагон, он видит в «крылатом корабле» перспективный военный транспорт.

Проект экраноплана Стивена Хукера

Проект экраноплана Стивена Хукера

Проект советского экраноплана

Информация о различных экранопланах все чаще появляется в американской прессе. Так, в июньском номере журнала «Popular Mechanics» за 1992 год «всплыл» российский проект 4000-тонного аппарата (длина 120 м, ширина 50 м), предназначенного для полета над тундрой со скоростью 550 км/ч по специально проложенным трассам. Его автор — конструктор А.Н. Панченков. Сообщается, что на Байкале испытана 20-метровая модель будущей машины. У нее три несущие плоскости: одной из них служит верхняя палуба, две другие расположены ниже, тандемом, между боковыми корпусами. Ну что ж, будем ждать ее «всплытия» и на страницах отечественной печати.

После посещения нескольких российских фирм, занимающихся экранопланами, Хукер со смешанным чувством зависти и восторга воскликнул: «Они опередили нас на 30 лет!» Но теперь, как видим, американцы настроены наверстать упущенное.

Автор статьи: Алексей Кузнецов. 1993 г.                                                                                                                                                   

Дата публикации: 12-08-2015

Категория: Авиация СССР

  Яндекс.Метрика