Ил-4 (ДБ-3Ф)
Дальний советский бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф).На аэродроме.Характеристики
Год разработки
1939 год
Всего произведено
свыше 5000
Экипаж
3-4 человека
Масса
Пустого 5800 кг;
Взлетная 11570 кг
Габариты
Длина
14,76 м
Высота
4,10 м
Размах крыла
21,44 м
Площадь крыла
66,70 м2
Летные характеристики
Двигатель
2×М-88Б
Мощность
2×1100 л.с.
Максимальная скорость
445 км/ч
Крейсерская скорость
340 км/ч
Потолок практический
9700 м
Дальность полета
3800 км
Вооружение
Пушечное
Пулеметное
2×7,62-мм ШКАС (? патронов);
12,7-мм БТ (? патронов)
Бомбовое
2700 кг
Описание
Принятый в 1937 году на вооружение перспективный дальний бомбардировщик ДБ-3 к началу сороковых годов требовал модернизации. Конструкторский коллектив С. В. Ильюшина, продолжая добиваться повышения летно-технических качеств самолета, последовательно создал ряд улучшенных вариантов машины ДБ-3М и ДБ-3Ф.
По размерам, контурам крыла, оперения и всей хвостовой части фюзеляжа этот вариант совпадал с ДБ-3, но кабина штурмана стала «остроносой», с большими поверхностями остекления. Взамен прежней поворотной установки с пулеметом ШКАС в ней установили крупнокалиберный пулемет. Кроме того, добавили новую огневую точку под хвостом фюзеляжа. Серьезные изменения были внесены в конструкцию самолета: все трубы в лонжеронах крыла заменили профилями таврами и угольниками; закрытые профили нервюр и шпангоутов угольниками и отбортовками листов, устранили внутреннюю клепку в трубах. Нововведения позволили упростить технологию в соответствии с планово-шаблонным более производительным методом производства.
Благодаря этому заводы сравнительно быстро освоили производство нового варианта машины и в течение 1940-1944 гг. построили более 5 тыс. самолетов ДБ-3Ф, получивших в марте 1940 г. название Ил-4. Двигатели ставились М-88Б, пробовались М-82, М-89, М-90 (в серии не строились).
В годы Второй мировой войны Ил-4 был основным бомбардировщиком Дальней авиации и авиации Военно-Морского Флота. На этих самолетах морские летчики 7 августа 1941 года нанесли первый бомбовый удар по столице Германии. Скорость серийных Ил-4 с двумя двигателями М-88Б взлетной мощностью в 1100 л.с. достигала 344 км/час у земли и 445 км/час на высоте 6 тыс. м., потолок до 9700 м. Дальность полета в зависимости от боевой нагрузки (нормальная 1 т, максимальная до 3 т) соответственно менялась.
В 1944 г. их выпуск прекратился, хотя бомбардировщики состояли на службе до самого конца войны и продолжали летать в боевых частях даже после ее окончания.