Ил-2, 1-ой серии
Штурмовик Ил-2, 1-ой серии.Звено штурмовиков Ил-2, 1-ой серии летит для выполнения боевой задачи.В музее.Модель штурмовика Ил-2, 1-ой серии.Характеристики
Год разработки
1939 год
Всего произведено
?
Экипаж
1 человек
Масса
Пустого 3990 кг;
Взлетная 5310 кг
Габариты
Длина
11,6 м
Высота
4,17 м
Размах крыла
14,6 м
Площадь крыла
38,5 м2
Летные характеристики
Двигатель
АМ-38
Мощность
1665 л.с.
Максимальная скорость
450 км/ч
Крейсерская скорость
386 км/ч
Потолок практический
7800 м
Дальность полета
800 км
Вооружение
Пушечное
2×20-мм ШВАК (? снарядов)
Пулеметное
2×7,62-мм ШКАС (? патронов)
Ракетное
16×РС 82
Бомбовое
600 кг
Описание
Идея создания самолёта поля боя самолёта-штурмовика для поражения живой силы и военной техники противника на поле боя возникла ещё в начале 20-х годов. Работу над созданием технических требований для такого самолёта в 1932 году поручили первой секции Научно-технического комитета управления ВВС, которую возглавлял Сергей Владимирович Ильюшин («Ил»).
Именно с этого времени деятельность Ильюшина стала связана с историей создания и совершенствования бронированных штурмовиков «Ил».
В мае 1938 года КБ Ильюшина приступило к созданию принципиально нового самолёта-штурмовика, сочетающего в себе броневую защиту и сильное вооружение. И уже в 1939 году были построены два экземпляра опытного самолёта-штурмовика под обозначением ЦКБ-55, ставшего прототипом Ил-2.
Главной особенностью ЦКБ-55 стал обтекаемый бронекорпус, который был полностью включён в фюзеляж самолёта. Бронекорпус обеспечивал защиту двигателя, бензо- и маслосистемы, а также экипажа самолёта, состоявшего из двух человек (пилота и воздушного стрелка), от огня из наземных видов оружия и авиации противника. После проведённых испытаний было принято решение о доработке самолёта и сокращении экипажа до одного человека. Благодаря сокращению численности экипажа и соответствующему снижению массы машины предполагалось увеличить скорость и дальность полёта, а также усилить вооружение и броневую защиту самолёта.
В соответствии с новыми требованиями в 1940 году на базе ЦКБ-55 был разработан новый самолёт-штурмовик ЦКБ-57. Модернизированный штурмовик имел вместо кабины стрелка металлический обтекатель, а на месте воздушного стрелка был размещён бензобак. После успешно проведённых испытаний было принято решение о доработке самолёта и запуске его в серийное производство.
Прототипом для серии стал второй экземпляр опытного самолёта, получивший название ЦКБ-55П, в конструкцию которого внесли все ранее полученные замечания. Для улучшения обзора из кабины пилота был спроектирован и изготовлен новый бронекорпус, в котором изменили обводы капота и положение двигателя. В соответствии с новой одноместной кабиной был спроектирован новый фонарь. Бронекорпус укоротили и увеличили толщину его брони.
В такой компоновке под обозначением Ил-2 самолёт был запущен в серийное производство.
В мае-июне 1941 года первые серийные Ил-2 стали поступать в части штурмовой авиации ВВС. В первые же дни войны Ил-2 показал себя высокоэффективным оружием способным успешно наносить удары по моторизованным и танковым колоннам войск противника.
Всего было построено 36165 самолётов Ил-2 всех модификаций.
Преимущества
Уникальный в своём роде самолёт-штурмовик второй мировой войны, обладающий высокими лётно-техническими характеристиками. Сильное бронирование и огневая мощь. Повышенная живучесть машины. Простота и доступность в управлении.
Недостатки
Отсутствие защиты задней полусферы. Уязвимость маслорадиатора.