Пе-2
Пикирующий бомбардировщик конструкции Петлякова.При исполнении боевой задачи.На аэродроме.Зимний камуфляж Пе-2Пикирование.Характеристики
Год выпуска
1941 год
Всего произведено
11427
Экипаж
3 человека
Масса
Пустого 6200 кг;
Взлетная 8520 кг
Габариты
Длина
12,78 м
Высота
3,42 м
Размах крыла
17,11 м
Площадь крыла
40,50 м2
Летные характеристики
Двигатель
2×М-105Р
Мощность
2×1100 л.с.
Максимальная скорость
580 км/ч
Крейсерская скорость
? км/ч
Потолок практический
9000 м
Дальность полета
1770 км
Вооружение
Пушечное
Пулеметное
6×7,62-мм ШКАС (? патронов)
Бомбовое
1000 кг
Описание
В 1940 году коллективом, возглавляемым Петляковым, был спроектирован двухмоторный высотный истребитель дальнего действия проект «100». В конце 1940 года проект «100» был переделан в пикирующий бомбардировщик, получивший наименование Пе-2.
Первый серийный Пе-2 поднялся в воздух 18 ноября 1940 г., а к 22 июня 1941 г. было поставлено в общей сложности 458 таких машин. С конца апреля 1941 г. Пе-2 стал основным тактическим бомбардировщиком советских ВВС.
Пе-2 цельнометаллический моноплан с двумя двигателями М-105Р по 1100 л.с., со средним расположением крыла и двухкилевым хвостовым оперением. Это был первый в стране максимально электрифицированный самолет. Отклонение закрылков, тормозных щитков, триммера руля высоты, элеронов и рулей направления, створок водорадиаторов, управление насосом гидросистемы, уборкой и выпуском шасси осуществлялось с помощью электродвигателей мощностью от 2 до 30 Вт. Для облегчения ввода в пикирование и вывода из него после сброса бомб на самолете был установлен специальный электромеханический автомат. На самолете была установлена гермокабина. В кабине располагался летчик, штурман-бомбардир. У штурмана имелось дублированное управление. Стрелок-радист располагался в фюзеляже. Вооружение Пе-2 состояло из двух неподвижных пулеметов для стрельбы вперед, одного в верхней и одного в нижней установках для стрельбы назад. Кроме того, у стрелка-радиста был пулемет ШКАС на шкворневой установке.
Отличные пилотажные качества, большая скорость (до 580 км/час) и значительный потолок (9000 м) позволяли использовать Пе-2 для решения многих боевых задач. В годы Второй Мировой войны Пе-2 стал основным фронтовым бомбардировщиком.
Было выпущено ряд модификаций Пе-2, из которых часть строилась серийно. Пе-2М с двумя двигателями М-105 и ТК, с расширенным снизу фюзеляжем для внутренней подвески бомб ФАБ-500.
В 1941 году самолеты стали поступать в части, и их начали применять с первых же дней войны. Вначале возникли осложнения. Нижняя (люковая, кинжальная) стрелковая установка оказалась неудачной. К пулемету УБТ вел рукав по борту и патронная лента в нем заедала. Тогда это вооружение переделали, патронный ящик сделали круглым под пулеметом. Кроме того, поставили закрытую турель МВ-3 у стрелка наверху. Ввели еще переносную бортустановку ШКАС в «яблоке» на любой борт. Потери резко сократились. Была желательной еще одна пулеметная установка наверху сзади, но тогда экипаж состоял бы из 4 человек, и нарушилась бы центровка на это не пошли.
К окончанию производства в 1945 г. было построено 11427 самолетов. После войны Пе-2 поставлялись в Чехословакию, Польшу и Югославию.