ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Худой мир лучше любой брани. Дружно за мир стоять - войне не бывать. Веселое горе - солдатская жизнь. Если хочешь мира, будь готов к войне. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть Пуля чинов не подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных подробнее...
Презентация "Сталинградская битва" может быть исполььзована на уроках Истории России в 9 и 11 классах, а так же при проведении классных часов по патриотическому воспитанию. Скачать stalingradskaya_bitva_prezentaciya.zip [2,03 Mb] (cкачиваний: 1564) подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Техника СССР » Военные машины СССР, рожденные за недели


Военные машины СССР, рожденные за недели

Техника СССР
Институт НАМИ, разработавший еще в 20-х годах прошлого века первую советскую легковушку, и во время Великой Отечественной войны продолжал удивлять интересными конструкциями.

Помимо разработок новых двигателей, в это страшное время институт отчитался разработкой и запуском в серию мотоцикла М-72. Казалось бы, история умещается всего в одну строчку. На деле все было гораздо сложнее. Еще в 30-е советское руководство поняло, что будущая война станет «войной моторов». Мотоциклы, как предполагалось, получат в сражениях одну из главных ролей. Для этого на наших заводах по заказу военных предстояло срочно налаживать выпуск современных машин. Как и автопроме, решили копировать иностранную конструкцию. После проведенных перед войной испытаний полутора десятков самых разных мотоциклов остановились на модели BMW R-71 – мотоцикле с коляской, рассчитанном на троих седоков. Мало того, что он отличался простотой и надежностью. В конструкции BMW было множество решений, которые в СССР тогда не применялись: предполагающий низкий центр тяжести машины оппозитный двигатель, дуплексная рама, ножное переключение передач, кардан, телескопическая вилка, свечная подвеска заднего колеса.

Военные машины СССР, рожденные за недели

Инженеры надеялись с освоением новинки подстегнуть развитие собственных заводов. За исключением увеличенного топливного бака, других изменений в конструкцию не вносили. Коляска также была важнейшим требованием: ведь на нее можно установить пулемет, миномет или аппаратуру связи. Короче говоря, «разработкой» М-72 назвали тщательное копирование немецкой машины. Под большим секретом и при личном участии товарища Молотова в Швеции купили пять мотоциклов. Их разобрали не то что до последнего винтика, а до молекул! Именно сотрудники НАМИ (тогда он назывался НАТИ, автотракторный институт) исследовали материалы, из которых были изготовлены немецкие детали, и подобрали для каждой марки стали отечественную замену. Кроме того, инженеры НАТИ попытались одеть весь мотоцикл в бронелисты.

Военные машины СССР, рожденные за недели

М-72

Дальше начали готовить грандиозное производство! Моторы должен был поставлять ЗИС и Киевский мотозавод, коробки передач – завод имени КИМ, ГАЗ – колеса, карданы и коляски, Харьковский велозавод – заготовки для мотоциклетных рам. А саму сборку мотоциклов должны были вести несколько предприятий по всей стране: в Москве, в Ленинграде, в Харькове и в Таганроге. Запуск конвейеров запланировали на июнь 1941 года… Какое-то количество машин все же успели собрать, а дальше началась эвакуация. Заводы из Харькова и из Ленинграда уехали в город Горький, а Московский – на Урал, в Ирбит. Так что, как и почти все уральские и сибирские предприятия, Ирбитский мотоциклетный завод своим созданием обязан военной эвакуации. Предприятия по производству комплектующих, естественно, также раскидали по всей стране. Огромное количество инженеров и технологов призвали на фронт. Планы выпуска срывались, а качество машин страдало. И все равно за время войны армия получила почти 17 тысяч таких мотоциклов! Интересно, что еще десять лет после войны М-72 считался исключительно военным мотоциклом, и лишь потом его разрешили продавать «гражданским». Кстати, все «Уралы», которые производятся и сейчас, происходят от того же М-72-го. А на их армейские версии ставят пулеметы и противотанковые ракетные комплексы.

Я-11: тягач с мощью танка

Для транспортировки по полям сражений несметного количества пушек нужны были артиллерийские тягачи. Именно их в РККА и не хватало. В 1942 году НАМИ разработал легкий артиллерийский тягач, который начали производить в Ярославле под индексом Я-11. Понятно, что за несколько месяцев такую технику не сделаешь «с нуля». Поэтому Я-11 стал гибридом - с шасси от танка Т-60 и спаренной силовой установкой (в сумме – чуть больше 70 л.с.) от грузовика ГАЗ-ММ. Дальше произошла известная история: в июне 43-го Горьковский автозавод серьезно бомбили. Предприятие пострадало настолько, что поставлять моторы в Ярославль уже не могло.

Я-11

Практически разрушенный ГАЗ восстановили уже через три месяца. Но к тому времени на ярославские тягачи стали устанавливать 4,7-литровые 110-сильные дизели GMC «Screaming Jimmy» (водители с развитым воображением говорили, что он орал, как свинья), которые поставлялись к нам по ленд-лизу. Эту версию  разработали буквально за пару недель, назвав машину Я-12. Также существовали версии Я-13 и -13Ф: как альтернативу ленд-лизовским дизелям – мало ли, что случится с поставками - для артиллерийского тягача спроектировали компоновку с 73-сильным мотором и коробкой передач от ЗИС-5. Для версии «Ф» этот же мотор форсировали до 95 л.с. Очевидно, что машины с такими бензиновыми двигателями не могли тащить пушки столь же эффективно. Если Я-12 был рассчитан на 8 тонн на буксире, то Я-13 и -13Ф – лишь на 5 тонн груза.

Военные машины СССР, рожденные за недели

Я-12

Конечно, во время войны институт НАТИ занимался не только мотоциклами и тягачами. Здесь же спроектировали первый легкий армейский внедорожник, гусеничное шасси для «Катюш», полугусеничные грузовики на шасси ЗИС-5, самоходные установки и мотосани. А уже в 1944 году НАМИ/НАТИ начал серьезно работать над будущей послевоенной техникой – грузовиками и тракторами. Обязательно расскажем об этих машинах в следующем материале.

autorambler.ru

Дата публикации: 5-10-2016

Категория: Техника СССР

  Яндекс.Метрика