ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Техника СССР » Военные машины СССР, рожденные за недели


Военные машины СССР, рожденные за недели

Техника СССР
Институт НАМИ, разработавший еще в 20-х годах прошлого века первую советскую легковушку, и во время Великой Отечественной войны продолжал удивлять интересными конструкциями.

Помимо разработок новых двигателей, в это страшное время институт отчитался разработкой и запуском в серию мотоцикла М-72. Казалось бы, история умещается всего в одну строчку. На деле все было гораздо сложнее. Еще в 30-е советское руководство поняло, что будущая война станет «войной моторов». Мотоциклы, как предполагалось, получат в сражениях одну из главных ролей. Для этого на наших заводах по заказу военных предстояло срочно налаживать выпуск современных машин. Как и автопроме, решили копировать иностранную конструкцию. После проведенных перед войной испытаний полутора десятков самых разных мотоциклов остановились на модели BMW R-71 – мотоцикле с коляской, рассчитанном на троих седоков. Мало того, что он отличался простотой и надежностью. В конструкции BMW было множество решений, которые в СССР тогда не применялись: предполагающий низкий центр тяжести машины оппозитный двигатель, дуплексная рама, ножное переключение передач, кардан, телескопическая вилка, свечная подвеска заднего колеса.

Военные машины СССР, рожденные за недели

Инженеры надеялись с освоением новинки подстегнуть развитие собственных заводов. За исключением увеличенного топливного бака, других изменений в конструкцию не вносили. Коляска также была важнейшим требованием: ведь на нее можно установить пулемет, миномет или аппаратуру связи. Короче говоря, «разработкой» М-72 назвали тщательное копирование немецкой машины. Под большим секретом и при личном участии товарища Молотова в Швеции купили пять мотоциклов. Их разобрали не то что до последнего винтика, а до молекул! Именно сотрудники НАМИ (тогда он назывался НАТИ, автотракторный институт) исследовали материалы, из которых были изготовлены немецкие детали, и подобрали для каждой марки стали отечественную замену. Кроме того, инженеры НАТИ попытались одеть весь мотоцикл в бронелисты.

Военные машины СССР, рожденные за недели

М-72

Дальше начали готовить грандиозное производство! Моторы должен был поставлять ЗИС и Киевский мотозавод, коробки передач – завод имени КИМ, ГАЗ – колеса, карданы и коляски, Харьковский велозавод – заготовки для мотоциклетных рам. А саму сборку мотоциклов должны были вести несколько предприятий по всей стране: в Москве, в Ленинграде, в Харькове и в Таганроге. Запуск конвейеров запланировали на июнь 1941 года… Какое-то количество машин все же успели собрать, а дальше началась эвакуация. Заводы из Харькова и из Ленинграда уехали в город Горький, а Московский – на Урал, в Ирбит. Так что, как и почти все уральские и сибирские предприятия, Ирбитский мотоциклетный завод своим созданием обязан военной эвакуации. Предприятия по производству комплектующих, естественно, также раскидали по всей стране. Огромное количество инженеров и технологов призвали на фронт. Планы выпуска срывались, а качество машин страдало. И все равно за время войны армия получила почти 17 тысяч таких мотоциклов! Интересно, что еще десять лет после войны М-72 считался исключительно военным мотоциклом, и лишь потом его разрешили продавать «гражданским». Кстати, все «Уралы», которые производятся и сейчас, происходят от того же М-72-го. А на их армейские версии ставят пулеметы и противотанковые ракетные комплексы.

Я-11: тягач с мощью танка

Для транспортировки по полям сражений несметного количества пушек нужны были артиллерийские тягачи. Именно их в РККА и не хватало. В 1942 году НАМИ разработал легкий артиллерийский тягач, который начали производить в Ярославле под индексом Я-11. Понятно, что за несколько месяцев такую технику не сделаешь «с нуля». Поэтому Я-11 стал гибридом - с шасси от танка Т-60 и спаренной силовой установкой (в сумме – чуть больше 70 л.с.) от грузовика ГАЗ-ММ. Дальше произошла известная история: в июне 43-го Горьковский автозавод серьезно бомбили. Предприятие пострадало настолько, что поставлять моторы в Ярославль уже не могло.

Я-11

Практически разрушенный ГАЗ восстановили уже через три месяца. Но к тому времени на ярославские тягачи стали устанавливать 4,7-литровые 110-сильные дизели GMC «Screaming Jimmy» (водители с развитым воображением говорили, что он орал, как свинья), которые поставлялись к нам по ленд-лизу. Эту версию  разработали буквально за пару недель, назвав машину Я-12. Также существовали версии Я-13 и -13Ф: как альтернативу ленд-лизовским дизелям – мало ли, что случится с поставками - для артиллерийского тягача спроектировали компоновку с 73-сильным мотором и коробкой передач от ЗИС-5. Для версии «Ф» этот же мотор форсировали до 95 л.с. Очевидно, что машины с такими бензиновыми двигателями не могли тащить пушки столь же эффективно. Если Я-12 был рассчитан на 8 тонн на буксире, то Я-13 и -13Ф – лишь на 5 тонн груза.

Военные машины СССР, рожденные за недели

Я-12

Конечно, во время войны институт НАТИ занимался не только мотоциклами и тягачами. Здесь же спроектировали первый легкий армейский внедорожник, гусеничное шасси для «Катюш», полугусеничные грузовики на шасси ЗИС-5, самоходные установки и мотосани. А уже в 1944 году НАМИ/НАТИ начал серьезно работать над будущей послевоенной техникой – грузовиками и тракторами. Обязательно расскажем об этих машинах в следующем материале.

autorambler.ru

Дата публикации: 5-10-2016

Категория: Техника СССР

  Яндекс.Метрика