Осенью 1941 года производство артиллерийских тягачей (кроме маломощных СТЗ-5) прекратили — заводы полностью переключились на выпуск танков. Ранее изготовленные машины, которых и до войны не хватало, быстро расходовали ресурс, велики были и их потери. А оставшиеся уже не отвечали возросшим требованиям фронта, особенно по подвижности и надежности. Возникла необходимость наладить производство новых арттягачей, максимально используя освоенные другими предприятиями основные агрегаты, к тому же выполненные на более высоком уровне. Такими нашли хорошо отработанные и подходящие по техническим параметрам узлы ходовой части и трансмиссии легких танков Т-60 и Т-70М, уже выпускавшихся на пяти заводах, и автомобильные двигатели ГАЗ и ЗИС с возможностью их спаривания.
Эскизную проработку быстроходного артиллерийского тягача«Д» (двухмоторный), предназначенного для буксировки 8-тонных артсистем, в начале 1942 года выполнил сотрудник НАТИ Е.Г. Попов. В ее основу положили оригинальную схему параллельной установки двух силовых агрегагов ГАЗ-ММ — их мощность (всего 86 л.с.) передавалась на расположенный сзади поперечный «грузовой» вал с бортовыми фрикционами и тормозами на концах. Элементы трансмиссии, ходовой части, индивидуальную торсионную подвеску и гусеницу взяли у Т-60. Общая компоновка — как у грузовика. Рама — тоже автомобильного типа, клепаная, из двух продольных швеллеров, связанных поперечинами и угольниками.
К осени конструкторы И.Ф. Вержбицкии, И. И. Дронг, А. А. Душкевич, Н.И. Коротоношко, В П. Петров, В.Г. Розанов, В Я. Слонимский, И. И. Трепененков, С.Б. Чистозвон в и другие подготовили документацию, а на ЗОК НАТИ быстро построили опытный образец. После кратких испытаний, показавших работоспособность, в конце 1942 года тягач передали на Ярославский автозавод для доработки и постановки на производство. Обеспокоенный катастрофической нехваткой мех-тяги, начальник артиллерии РККА Н.Н. Воронов дал на все 3 месяца и приказал главному конструктору ЯАЗ Г.М. Кокину заниматься только быстроходным тягачом: «Танкисты» заняты, а «трактористы» сделают снова тихоходную машину».
Работники ЯАЗ с участием специалистов НАТИ частично изменили компоновку «Д», его раму, подвеску, увеличили массу машины и несколько снизили максимальную скорость, тем самым повысив тяговые свойства, и в марте 1943 года выпустили 5 опытных образцов, под маркой Я-11. Пробег в Москву трех из них, организованный энергичным директором завода А.А. Никаноровым, сочли за госиспытания, и в апреле Я-11 приняли на вооружение. Начали подготовку к выпуску с июня первой партии из 50 тягачей. Они имели снаряженную массу 5418 кг, платформу для 2000 кг груза, развивали тягу до 5200 кГс и скорость 26,5 км/ч.
Однако в том же июне моторное производство ГАЗ было выведено из строя после налета немецкой авиации, и Я-11 остался без двигателей. Положение спасла неожиданно прибывшая на завод большая партия заказанных еще в 1941 году американских силовых агрегатов, состоявших из 4-цилиндрового, 2-тактного (с нагнетателем) дизеля GMC-4-71, одно-дискового сцепления с центральной пружиной «Лонг-32» и 5-ступенчатой синхронизированной коробки передач «Спайсер-5553» с силовым диапазоном 7,92. На ЯАЗе хорошо знали возможности GMC — перед войной планировали выпускать его метризованную копию под маркой ЯАЗ-НАТИ для нового 5-тонного грузовика Я-14. Менее чем за месяц GMC со всеми системами, многие из которых сделали заново, удачно смонтировали на шасси Я-11. Примененная одинарная главная передача (с уменьшенным передаточным числом прямозубых конических шестерен) с бортовыми фрикционами и тормозами полностью соответствовала Т-70М. Все три карданных вала имели мягкие шарниры – «Харди», сглаживавшие повышенные крут ильные колебания, свойственные дизелю,— замена их на танковые зубчатые муфты на послевоенном тягаче М-2 с аналогичной трансмиссией иногда приводила к ее поломкам. На новом тягаче Я-12 снова съездили в Москву и получили там одобрение.
Интересно, что с артиллерийского тягача Я-12 началась успешная «карьера» GMC-4-71 на отечественных легких тягачах и транспортерах, а также 7 -тонных грузовиках. Этот агрегат был весьма сложен и трудоемок в изготовлении, зато при надлежащем уходе оказался безотказным, выносливым (допускал форсирование до 145 л.с.), компактным, подходил для разных вариантов компоновки. В 1947 году его освоили на том же заводе под маркой ЯАЗ-204 и успешно выпускали более 40 лет для народного хозяйства и армии.
Артиллерийский тягач Я-12
Артиллерийский тягач Я-12
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА Я-12 (в скобках — данные Я-13Ф):
Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 6550 (5700)
Грузоподъемность платформы, кг 2000
Масса буксируемого прицепа, кг 8000 (5000)
Мест в кабине 3
Мест в кузове для сидения 8 Габариты, мм:
длина тягачей первой серии 5030
длина тягачей последующих серий 4890
ширина 2440
высота по кабине и тенту без нагрузки 2213 (2290)
База опорных катков, мм 2710
Колея (по серединам гусениц), мм 2100
Ширина гусениц, мм 300
Дорожный просвет, мм 305 (310) Среднее удельное давление
на грунт с грузом на платформе, кГс/см2 0,494 (0,445)
Максимальная мощность двигателя, л.с. 110 - 112(95)
то же, при частоте вращения, мин 1 2000 (2800) Максимальная скорость
с нагрузкой по шоссе, км/ч 38,3 (24,4)
Запас хода по шоссе с прицепом, км 290 (180) Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа, град.:
расчетный по двигателю 39,2 (52,5) практический
(ограниченный системой смазки двигателя) 30
Количество выпущенных машин по 09.05.1945 г. 1666
С августа, когда началось серийное производство Я-12, до конца 1943 года изготовили 285 машин — они поступили в соединения тяжелой артиллерии, где показали хорошую динамику, надежность, плавность хода, высокую скорость и тягу на крюке до 5350 кГс. Удобны были его просторная кабина и платформа площадью 3,37 кв. м с откидными скамейками для расчета и двухстворчатой дверью сзади, накрытая тентом. Я-12 буксировали 122-мм корпусные пушки, 152-мм гаубицы-пушки и даже 203-мм тяжелые гаубицы. Средняя скорость по грунту с прицепом достигала 13 км/ч, по шоссе — 17 км/ч, глубина преодолеваемого рва — 1,8 м, брода — 0,6 м; подъем с прицепом и грузом — 18°
Недостатками Я-12, заранее обусловленными, были узкая танковая гусеница с плохими сцепными свойствами на скользкой дороге (правда, на траки могли надевать шпоры), малый клиренс, отсутствие лебедки, поломки ходовой части при тяжелой работе, трудный холодный запуск двигателя.
Из-за перебоев с поставками дизелей в 1944 году выпускались отдельные партии упрощенных тягачей с отечественными бензиновыми силовыми агрегатами — 95 Я-13 с 76-сильными ЗИС-5М и несколько сотен Я-13Ф со специально созданным под руководством А.А. Айзенберга на Уральском автозаводе ЗИС-МФ (миасский форсированный). Все — с коробками передач ЗИС-5 (силовой диапазон 6,59). Максимальные скорости этих машин снизили, но и при этом они буксировали артсистемы массой всего 5 т, а 8-тонные — только с перегрузкой.
В конце войны в связи с освоением производства новых грузовиков ЯАЗ-200 выпуск тягачей перевели на завод № 40 в Мытищах, где их с 1946 года делали с некоторыми изменениями под марками М-12А и М-13А.
В мае 1945 года в Красной Армии имелось 1270 ярославских машин. Они в целом себя вполне оправдали как легкие, быстроходные артиллерийские тягачи нового поколения, заметно повысившие маневренность артиллерийских подразделений. Артиллерийский тягач Я-12 участвовали в Параде Победы и продолжали службу в армии до середины 50-х годов, пока их не заменили однотипные М-2.
Автор статьи: Евгений Прочко.