Символ ленд-лиза
Популярнейшей маркой среди ленд–лизовских автомашин в СССР был, безусловно, "Студебекер". Этот трехосный грузовик стал настоящим символом военного автомобиля.
В начале Второй мировой войны "General Motors", выполнявшая заказ на трехосные грузовики грузоподъемностью 2,5 тонны для армии США, оказалась не в состоянии быстро удовлетворить спрос военных, ей предстояло разделить заказ с другими компаниями. И выбор пал на "Studebaker Corp. of America". Фирме предложили организовать сборку армейского автомобиля CCKW, разработанного GMС, но к тому времени на "Студебекере" уже был создан собственный грузовик US6. Испытав его, управление Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США приняло решение об организации серийного производства упрощенной гаммы US6 для поставок по лендлизу, в то время как грузовики GMC оставлять в армии США.
Особую роль сыграли "Студебекеры" в нашей реактивной артиллерии. Первые серийные "Катюши" БМ–13 монтировались на шасси трехосных грузовиков ЗИС–6, но их было не так много и уже к началу 1942 г. ЗИС–6 сняли с производства, и это осложнило проблему. Ставили реактивную установку на легкие танки Т–60, транспортные тракторы СТЗ–5, импортные грузовики GMC, Chevrolet, International и пр. Были попытки использовать ЗИС–5 и ничего не вышло. ЗИСы, равно как и ленд–лизовские "Шевроле", были слишком слабы, чтобы возить по бездорожью тяжелую установку с направляющими для ракет. Дело было не только в относительно маломощном двигателе — рамы у этих грузовиков не выдерживали веса установки. Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943 года был принят на вооружение унифицированный образец БМ–13Н. Базой для него выбрали "Студебекер".
Всего за годы войны было выпущено около 200 тысяч грузовиков Studebaker US6. По статистике США СССР получил 187 970 из них. Это было чуть меньше чем за время войны изготовила вся отечественная автомобильная промышленность. Из общего числа реактивных боевых машин построенных за годы войны доля студебекера составила 54,7%, на другие ленд–лизовские шасси приходилось 34,4%. На этом фоне тем более грустна история, которая произошла с этим грузовиком в Советском Союзе после окончания войны.
Немецкий трофей.
Катюша на базе Marmon–herrington.
Катюша на базе gmc cckw.
Ленд–лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику.
Иран. 1944
После войны "Катюши" стали устанавливать на постаменты — боевые машины превратились в памятники. Все они более–менее похожи друг на друга и почти не соответствуют тем машинам, которые воевали в Великой Отечественной войне. Из политических соображений о «Студебекерах», как и о других ленд–лизовских автомобилях велено было забыть, хотя боевые машины на его шасси состояли на вооружении до начала 1960–х годов. Оружие Победы не могло ездить по полям сражений на американских авто. На многочисленных постаментах вознеслись «Катюши»–мутанты на шасси ЗИС–5 или автомобилей послевоенных типов, которые упорно выдаются за подлинные боевые реликвии, но подлинная БМ–13–16 на шасси ЗИС–6 сохранилась в единственном экземпляре — в Артиллерийском музее в Санкт–Петербурге.
Музей Москвы. Послевоенный ЗИЛ–157.
Музей КДВО. ЗИС–5.
Рязанский военный автомобильный институт. Послевоенный ЗИС–151.
Ереван. Парк Победы. Послевоенный ЗИЛ–157.
Диорама "Битва за Днепр" в Днепропетровске. Послевоенный ЗИЛ–157.
Екатеринбург. Послевоенный ЗИС–151.
Белгород. Послевоенный ЗИЛ–157.
Калмыкия. Послевоенный ЗИЛ–157.
ЗИС–5
На основе ЗИС–5
На основе ЗИС–5
Нижний Новгород. На основе ЗИС–5
ЗИС–6 на основе ЗИС–5
Новосибирск. Студебекер на основе ГАЗ–51
Харьков. Послевоенный ЗИС–151.
Аккуратно подкрашенные, надраенные «студебекеры» летом 1945–го участвовали в Параде Победы. Ну а их менее нарядные собратья ехали на Дальний Восток – на последний фронт Второй мировой. Потом ленд–лизовские машины нужно было сдавать поставщикам в тех портах, куда они приходили два–три года назад. Очевидцы рассказывали, что у солдат и механиков на глаза наворачивались слезы: отмытые, ухоженные, еще вполне пригодные к службе автомобили тут же, в порту, пускали под пресс и везли на родину уже как металлолом.
Рекламная продукция.
Производство Студебекоров.
Конвои доставляли много готовых узлов для сборки автомашин. Их собирали на Горьковском автозаводе уже с ноября 1941 года. Сборкой американских машин занимались также московские ЗИС и КИМ. В октябре 1944 года сборочное оборудование и техперсонал были отправлены в Минск, где заняли помещения немецкого авторемонтного завода "Даймлер–Бенц" (то был будущий МАЗ).
Реставрация.
Один из прототипов газ–51 1944 года. Ленд–лизовские автомобили очень сильно повлияли на автомобилестроение послевоенного СССР. До сих пор об этом говорят неохотно.