ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1940, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, Ротмистров П.А. Время и танки, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Техника СССР » Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)


Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)

Произведен
СССР
Год выпуска
1939
Техника СССР

Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)Освоение тяжелого гусеничного С-60 летом 1933 года на новом Челябинском тракторном заводе имени И. В. Сталина (ЧТЗ) побудило конструкторов подумать о создании на его базе для народного хозяйства и Красной Армии скоростного транспортного трактора.

Однако в отличие от сталинградского СТЗ-З тихоходный и громоздкий С-60 с полужесткой подвеской подходил для этого меньше всего. Ни один его агрегат без радикальных переделок нельзя было применить в изначально не предусмотренном скоростном варианте. Тем не менее, движимый желанием дать стране еще одну транспортную машину, используя большие производственные возможности ЧТЗ, в начале 1935 года за столь сложную работу взялся коллектив НАТИ во главе с начальником тракторного отдела В.Я. Слонимским и ведущим конструктором А.А.Крейслером.

И хотя было ясно, что полноценный быстроходный тягач все равно не получится, на прототипе транспортного трактора «Сталинец-1» (С-1 или «Скоростной») предприняли кардинальные перемены. Увеличив частоту вращения, степень сжатия, перейдя на бензин с лигроина, подняли мощность двигателя, добавили 4-ю ступень в коробку передач, создали многокатковый движитель с двойной эластичной подвеской, применили легкую гусеницу и пневмоусилители управления. По опыту СТЗ-5 изменили компоновку — двигатель сместили вперед, внутрь кабины, на освободившемся месте установили платформу, под ней лебедку (от «Коминтерна»).

Осенью 1935 года Сталинец-1 построили в НАТИ и передали на испытания, а 10 декабря вместе с новыми тракторами показали Сталину. В 1936 году доводку и испытания продолжили, усилив подвеску, доведя мощность двигателя до 120 л.с. при 1200 об/мин. Повысилась и скорость машины. Зимой 1937 года Сталинец-1 опробовали как арттягач на Лужском полигоне. Он показал неплохие данные — среднюю скорость по шоссе без прицепа 22 км/ч, с артсистемой массой 7,2 т — 17 км/ч, массой 12 т — до 11 км/ ч. С-1 преодолевал подъемы в 24° и 12,5° с прицепом. Однако ЧТЗ готовился к переходу на новый трактор С-65 с дизелем НАТИ М-17 в 75 л.с. и «бензиновый» Сталинец-1 стал бесперспективным. Пришлось браться за новый транспортный трактор, уже с дизелем, форсированным до требуемой мощности. Его транспортной модификацией, МТ-17, с конца 1936 года занимался ведущий конструктор НАТИ (дизелист) А.В. Лебедев — на 14,3% увеличил рабочий объем, на 35% повысил частоту вращения и расширил фазы газораспределения. МТ-17 был изготовлен весной 1937 года в НАТИ.

Одновременно там компоновали «Сталинец-2». Еще раз переделали подвеску и ходовую часть, внесли изменения в трансмиссии, и в конце того же года первый Сталинец-2 вышел на испытания. Они показали, что машина пока «сырая» и требует длительной доработки. Но острая нужда в арттягачах заставила передать С-2 в производство, и осенью 1938 года на ЧТЗ стали делать опытную партию тракторов по чертежам НАТИ, прошедшим предварительную технологическую проработку. Напряженное положение с выпуском обычных тракторов затянуло изготовление предсерийных С-2 до лета 1939 года. Для проверки работоспособности и эксплуатационных качеств двум из них устроили пробег в Москву, куда они прибыли 14 августа, преодолев за 12 дней 2 тыс. км. При этом выявились недостаточные мощность, скорость и грузоподъемность, быстрый износ ряда деталей при завышенной массе. Доработкой трактора занимались представитель НАТИ А.А. Крейслер и ведущий конструктор ЧТЗ В.И. Дурановский.

В сентябре — декабре 1939 года два Сталинец-2 прошел армейские испытания на танковом полигоне под Кубинкой и, по заключению военных, не выдержали их. Правда, динамику «сталинцев» признали удовлетворительной — они уверенно буксировали по шоссе и грунту тяжелые артсистемы А-19 и Б-4, развивая тягу до 6200 кГс, преодолевали подъемы свыше 25° (с прицепом — 15°), средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту — 10 км/ч, максимальная набиралась за 18 с.

В начале 1940 года на ЧТЗ «отехнологичивали» С-2, чтобы унифицировать его производство с С-65 и собирать их на одном конвейере. Параллельно улучшали 3-ю серию тракторов, учитывая результаты испытаний,— перенесли управление фрикционами с неудобной правой стороны на левую и объединили с тормозами, усилили ходовую часть, разработали новую лебедку, применили вместо самодельной автомобильную кабину.

С-2 имел типичную для транспортного трактора плотную схему размещения агрегатов с предельно сдвинутым вперед двигателем и кабиной на удлиненной полураме, задняя часть которой крепилась к несушей главной передаче. Относительно тихоходный, 4-цилиндровый, 4-тактный МТ-17 с тракторной компоновкой типа «Катерпиллер» отличался надежностью, долговечностью и экономичностью, хотя был тяжел и великоват. Шестеренные приводы вспомогательных агрегатов действовали безотказно. Кроме дизтоплива, МТ-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-градусные морозы от пускового бензинового 20-сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и всасывающий тракт.

В 1940 году на ЧТЗ под руководством М.Ф. Балжи разработали более форсированный вариант дизеля С-3 (159,8 л.с.) с перспективой доведения его мощности до 185 л.с.

Главный фрикцион был однодисковый, тракторного типа, с педальным управлением, связанный карданным валом (от ЗИС-6) с 4-ступенчатой коробкой передач тракторного типа, находящейся в общем картере с задним мостом. Последний с главной передачей, бортовыми фрикционами и передачами взяли от С-65, поэтому они работали с перенапряжением. В приводе бортовых фрикционов имелись пружинные сервоусилители. Тормоза — с двусторонним серводействием, по-танковому.

Ходовая часть состояла из сдвоенных обрезиненных опорных катков (6 на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу танка Т-26. Сохранена хорошо зарекомендовавшая себя на С-65 упруго-балансирная подвеска рам тележек, качающихся на осях задних ведущих звездочек.

...Осенью 1940 года был построен опытный Сталинец-2 — с индивидуальной торсионной подвеской 6 металлических опорных катков, с жесткими рамами тележек и увеличенной опорной базой. Машина ходила мягче, меньше раскачивалась, ее масса снизилась на 800 кг. Мелкозвенчатая гусеница из стали Гатфильда была выполнена по типу арттягачей ХПЗ, но с повышенными грунтозацепами. Под платформой, между двигателем и коробкой передач, стояла лебедка с тяговым усилием 10 тыс. кГс и выдачей 30-метрового троса назад. Она приводилась от коробки передач через червячный и цилиндрический редукторы. Сзади имелся пружинный прицепной крюк, впереди — такой же жесткий. Кабина — от ЗИС-5, но расширенная и дооборудованная, за ней — три топливных бака на 222 л. Грузовая платформа площадью 5,09 кв. м с двумя откидными сиденьями по бортам (для артрасчета) могла закрываться тентом.

После выпуска опытной партии из 12 машин с сентября 1940 года С-2 начали собирать малыми сериями и до конца года с трудом сдали 23. Зато в 1941 году изготовили 1235 тягачей, с началом же войны их стали выпускать по нескольку в сутки. Однако в ноябре ЧТЗ переключился на производство танков, и тракторостроение на нем прекратили.

С-2 попали на все фронты, особенно много их было на Юго-Западном, где они буксировали пушки — от 85-мм зениток до средних и тяжелых артсистем, а также 203-мм гаубицы образца 1931 года и 280-мм мортиры образца 1939 года, выводили на ремонт подбитые легкие и средние танки. На 1 сентября 1942 года в армии числилось 892 «сталинца». Многие из них трудились на фронте до конца войны.

Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)

Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)

Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)

Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2)

Тактико-технические характеристики транспортного трактора «Сталинец-2» (С-2)

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг

опытного.............. 11 787

серийного.............. 12 ООО

Грузоподъемность платформы, кг.................................. 1500

Масса буксируемого прицепа, кг...................................... 10 ООО

с перегрузкой.......... 19 ООО

Мест в кабине............................................................... 2

Мест в кузове для сидения....................................................... 8

Длина, мм......................................................................... 4674

Ширина, мм.................................................................. 2440

Высота по кабине (без нагрузки), мм............................... 2756,

с тентом........... 3065

База опорных катков, мм............................................... 2025

Колея по серединам гусениц, мм....................................... 1823

Ширина гусениц, мм............................................................ 420

Дорожный просвет, мм....................................................... 462

Среднее удельное давление на грунт с экипажем

и грузом на платформе, серийного, кГс/см2......................... 0,768

Мощность двигателя номинальная, л.с................................. 105

при частоте вращения, мин -1 .......... 1100

максимальная, л.с........... 115

при частоте вращения, мин.-1 1350

Максимальная скорость по шоссе, км/ч............................ 25,5

Запас хода по шоссе с прицепом, км................................. до 160

Предельный преодолеваемый подъем по твердому

грунту с нагрузкой, без прицепа, град.............................. 24

Силовой диапазон коробки передач...................................... 6,48

Общее количество выпущенных машин............................. 1275

Автор статьи: Евгений Прочко.

 

Дата публикации: 21-09-2015

Категория: Техника СССР

  Яндекс.Метрика