ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги


Эпилог. Приложения

Военная литература »  «Сталинские соколы» против асов Люфтваффе

Более четверти века работаю в академии (сейчас — университет) имени профессора Н.Е. Жуковского. Здесь проходят подготовка и переподготовка инженеров для ВВС, это научный центр по разработке проблем авиатехники, ее эксплуатации и боевого применения. Среди выпускников академии многие авиационные военачальники старшего поколения, такие, как Главные маршалы авиации К.А. Вершинин и П.Ф. Жигарев, маршалы авиации В.А. Судец, С.А. Красовский, С.И. Руденко и другие, организаторы авиационной промышленности и науки, Генеральные и главные конструкторы авиационной, ракетной и космической техники — А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, A.C. Яковлев и др.

К сожалению, тот удар, который получила наша авиация еще в годы хрущевского правления, был очень тяжелым, ущерб оказался во многом невосполнимым. Именно с той поры резко сократился конкурс в авиационные училища, упала популярность авиации, столь широкая в 30-е и первые послевоенные годы.

Ну а то, что творится в последние десять лет, еще будет вынесено на суд потомков. Это годы, когда летчиков, только что окончивших училища и академии, подчас увольняли в запас. Когда авиационные специалисты, талантливые и толковые, которые еще могли бы долго и продуктивно работать или преподавать, уходят в другие отрасли, в коммерцию. Самое ужасное, что некоторые из них (это у нас не афишируется) «консультируют» иностранные авиафирмы, т.е. работают не на Россию! Разрушительные процессы следует остановить немедленно!

Мне запомнилось еще 20 июня 1995 года, когда я был приглашен на парламентские слушания в Госдуму по теме: «Роль авиации в развитии нашей страны в системе геополитических интересов России». Удивило широкое присутствие: Военный совет ВВС, руководство гражданской авиации и авиационной промышленности, представители многочисленных оборонных КБ. Зная, что положение в авиации очень серьезно, казалось — наконец-то! То, что услышал, повергло в шок, и не меня одного. В принятой резолюции было отмечено: «…Положение в военной и гражданской авиации, а также в авиационной промышленности — катастрофическое». Все были уверены и нас уверяли: завтра же об этом будет известно на самом верху, будут приняты меры! Но ни завтра, ни через неделю, ни через год ничего не изменилось. Положение продолжало ухудшаться… Сегодня лишь констатируется снижение боеспособности и боеготовности ВВС и обострение военно-политической обстановки в мире.

Все, что происходит в стране, в армии, конечно, отражается и на академии. Мы готовим инженеров для частей, но положение, которое сложилось там с жильем и зарплатой, известно всем. Из тех, кто собирался после учебы идти на испытательную работу в НИИ ВВС в Ахтубинск, к последнему курсу учебы сохраняют такое желание далеко не все.

Хотя в последнее время все же ситуация меняется в лучшую сторону. Рапортов об увольнении практически нет. В последнем выпуске было несколько человек, которые шли до конца, хотели ехать в Ахтубинск. Есть еще та когорта одержимых, о которой я говорил. Хотя ряды ее сильно поредели…

Наша академия хорошо известна в мире, полученное здесь образование очень высоко оценивается в ведущих авиационных странах. Уровень преподавания и сейчас традиционно высок, несмотря на все потери.

В настоящее время начальник академии — космонавт, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Владимир Васильевич Коваленок — прилагает большие усилия для восстановления престижа и статуса академии, понимая всевозрастающие перспективы авиации, которая в этом столетии непременно выйдет в космос.

Завершая свою книгу, расскажу о двух интересных и важных для меня поездках в прошлом году, о том, что связано с ними — и обнадеживающего, и печального…

С 26 апреля по 3 мая 2000 года я побывал в Берлине, по сути, впервые после 1945 года. По состоянию здоровья мне запретили участвовать в параде на Красной площади 9 мая, но предложили участвовать в поездке вместе с Людмилой Зыкиной и несколькими музыкальными коллективами, в числе которых был и Краснознаменный ансамбль имени Александрова. Организовано это мероприятие было на правительственном уровне, называлось «Поезд дружбы и согласия». Нас торжественно проводили с Белорусского вокзала под гудок паровоза военных лет. Ветераны — Герои Советского Союза составили группу из пяти человек во главе с дважды Героем Советского Союза В.И. Попковым.

В Минске участников принимал президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Очень хорошее впечатление оставил город — чистый, убранный, отремонтированный, чем отличался от многих других городов на нашем пути. Останавливались мы и в Бресте, посетили знаменитый мемориал Крепости-героя.

В Берлине артистов и нас тепло принимали на проходивших под продолжительные аплодисменты концертах в заполненных залах. Мы, ветераны, встретились с российским послом в Германии, а также бургомистром города.

В музее в Карлсхорсте нам показали зал, в котором была подписана безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии, место, где находился Г.К. Жуков, откуда входили немецкие представители — Кейтель и др. Потом журналисты спросили у меня о впечатлениях. Я ответил: воспоминания очень сильные, вот посмотрите, над вами, на стене, наименования частей, которые отличились при взятии Берлина. Среди них наш 5-й гвардейский орденов Красного Знамени и Богдана Хмельницкого истребительный полк, получивший за особые заслуги при взятии столицы Германии собственное наименование Берлинский. Мне это говорит о многом…

Перед возложением венков в Трептов-парке нас заранее предупредили, что возможны эксцессы, нам рекомендовали свои ордена или закрыть куртками, или вообще снять… Но затем оказалось, что бояться некого, снимать или закрывать награды не нужно. В беседе наш посол сказал, что сотрудники посольства перед нашим приездом осмотрели памятники советским воинам на территории Германии. Никаких следов вандализма нигде не было замечено.

Был у меня и свой личный интерес в этой поездке. У водителя автобуса я попросил карту Берлина, чтобы найти улицу, на которой наша семья жила в 1930–1934 годах. Наша небольшая улица рядом с аэродромом Темпельгоф называлась Кайзеркорзо, соседняя улица побольше — Хохенцоллернкорзо. Оказалось, что эта улица ныне переименована в честь ведущего немецкого аса Первой мировой войны, идеолога истребительной авиации Манфреда Рихтгофена… Я подумал о том, что это символично — немцы, проигравшие две мировые войны, помнят своих асов еще 1914–1918 годов. А мы все забываем, даже улицы Чкалова в Москве не стало…

Все дни в Берлине были плотно заполнены концертами, встречами, приемами. Нагрузки оказались, пожалуй, большими, чем были бы при участии в параде в Москве. Раньше часа ночи мы в гостиницу не возвращались. Но вечером, перед отъездом в Россию, я твердо сказал нашей переводчице и сопровождающей, что должен побывать на улице Кайзеркорзо…

Мне нашли такси. Водитель попался пожилой, лет шестидесяти. Я отлично понимал его, он меня, никаких проблем с языком не возникло. Приехали. Дом стоит! Все кругом было разбито, везде построены новые здания, а наш чудом уцелел. Я сделал много фотографий. Дом ремонтировали, перекрашивали, но конфигурация, окна — все то же. Это была встреча с далеким детством. Вспомнилось, как недалеко отсюда мы с немецкими ребятами у аэродрома Темпельгоф жарко обсуждали рекламные трюки, которые выполняли летчики, выписывая в небе название моющего средства. Один быстро, энергично выпишет в небе буквы, другой — вяло, смазанно. Мои немецкие приятели, знавшие летчиков по именам, спорят: мой Фриц лучше, чем твой Гюнтер, или наоборот. Обсуждалась чистота выполнения фигур. Наверно, еще тогда появился у меня интерес к авиации.

Вспомнились все три немецких хозяйки, у которых мы жили, переезжая из подъезда в подъезд этого дома. Почему-то отец не хотел уезжать из этого дома, хотя жили мы в нем из сотрудников посольства одни. Недалеко была наша советская школа.

Довольно долго стоял я у дома, водитель даже предложил позвонить в ту квартиру, где мы жили. Но беспокоить людей я не стал, уже вечерело…

На приеме в российском посольстве, расположенном рядом с Бранденбургскими воротами и рейхстагом, мы узнали, что когда о выбранном для строительства месте в 1837 году доложили императору Николаю I, он распорядился доставить сюда русскую землю. Привезли много земли, и на ней построили посольство.

После штурма Берлина в 1945 году здание было разрушено. Стали восстанавливать, проект оказался дорогостоящим, потолки высотой около 20 метров. Доложили Сталину, сказали, что у американцев и других союзников масштабы поменьше. Сталин ответил: так и должно быть. Мы победили, мы взяли Берлин, значит, у нас должно быть лучше, чем у всех!

И действительно, выглядит посольство монументально. И на русской земле — это хорошо.

А в сентябре я побывал в Ахтубинске, на 80-летии ГК НИИ ВВС (с 1990 г. — Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны РФ им. В. Чкалова), где проработал с 1962 по 1970 год. Был очень рад, получив приглашение на этот юбилей. В Ахтубинск на такой праздник ветеранов приглашают каждые пять лет.

Первое, что бросилось в глаза, когда мы прибыли на аэродром в Чкаловскую, — многолюдье, человек 800 собрались. Правда, летели не все, многие пришли хотя бы здесь повидаться с сослуживцами, друзьями, со своим славным прошлым. Ко мне подошла молодая женщина — дочь моего ведомого Глазкова, рассказала, как умер ее отец, мой боевой друг. Передала мне фотографии, где мы сняты вместе с ним. Среди собравшихся были в основном инженеры, летчиков мало и становится все меньше.

На нескольких самолетах полетели в Ахтубинск. Нас встретил начальник центра, привез в тот штаб, который я отлично знал. Вместе со Степаном Микояном поздоровались с теми, кто сидит на наших местах. Везде сделан косметический ремонт, все чисто, подкрашено.

Много воспоминаний… Начальник ГЛИЦ Герой России, заслуженный военный летчик РФ генерал-лейтенант Ю.П. Трегубенков пригласил в свой кабинет бывших начальников института и их заместителей, рассказал о сегодняшнем дне Центра, о задачах. О том, что все вроде бы улучшается, что появилась работа, которой долго не было. Потом нас отвезли в гостиницу, раньше ее называли генеральской. 28 лет назад я прибыл сюда вместе с семьей. Дочка Татьяна пошла в первый класс, сыну Саше было три года. Через полтора-два месяца мы получили квартиру. Сходил я и туда под вечер, в окнах горел свет…


Три поколения. Г. Баевский со своим сыном и внуком

Наутро поехали на аэродром. Встретил много старых знакомых. Хорошая атмосфера, разговоры. Но, увы, самое сильное впечатление на меня произвело то, что очень многих уже нет. Пять лет назад народа было значительно больше. А здесь спрашиваешь о таком-то, отвечают: да он умер уже. А этот? Только что, в этом году…

Встретил Марину Попович, когда-то она летала здесь. Марина дружила с моей женой и была поражена, когда я сказал ей, что в мае, вскоре после моей поездки в Германию, Валентина Васильевна умерла… Мы похоронили ее на Троекуровском кладбище.

Вскоре пронеся слух, что умер космонавт номер два Герман Степанович Титов, который должен был прилететь на встречу. Прилетел главком ВВС A.M. Корнуков. Печальное известие о Титове подтвердилось…

Перед воздушным показом — построение личного состава. Что бросилось в глаза. Длина стоянки машин — около километра. Когда проводилось построение в наше время, шеренги выстраивались от первого до последнего самолета. Огромное количество летчиков, инженеров, техников, других специалистов. Сейчас — метров 200–250, и все, строй заканчивается. Появился батальон женщин, которого не было у нас.

В показе участвовали новые машины. Показывали их очень хорошо. Мы на трибунах. В небе — Су-27К, Су-32, Су-37 с изменяемым вектором тяги. Самолет, не имея скорости, наверху на петле вдруг начинает разворачиваться. Висит и разворачивается. Удивительно! Где же аэродинамика?! Показывали новые машины известные в мире летчики-испытатели, в их числе В. Пугачев, А. Квочур, участвовали и летчики ГЛИЦ. Энергичный показ не только одиночных самолетов, но и пилотажных групп. Идут очень близко друг к другу, переходят в набор, салютуют стрельбой из пушек. Спускается много парашютистов, техники на парашютах. Но в мое время показ был более продолжительным и насыщенным, шел без перерывов. Не сравнить… В паузах — выступления гостей на трибунах, представителей духовенства.

Идем на Аллею Памяти, где установлен памятник — крыло, на мраморных плитах — фамилии летчиков, погибших на испытаниях. Их много…

Общий обед в физкультурном зале, комплекс был построен еще при нас. Столы во всю длину зала, присутствует около 350 человек. Вечером — фейерверк. Мне надо быть в Москве в тот же вечер. Возвращаюсь домой. Из Ахтубинска звоню по мобильному телефону сыну Саше. Он уже ночью встретил меня.

Какие впечатления в итоге этой поездки? Я бы сказал, что наблюдается все-таки что-то, похожее на оживление. Во всяком случае, есть прекращение падения.

Главнокомандующий ВВС в своем выступлении говорил, что сегодня особенно необходима вертолетная авиация. И все же в Ахтубинске ощутима неустроенность во всем — и в каких-то мелочах, и в главном. Никто не знает, как и что будет завтра. Пойдет ли дело? Или опять…

Жизнь затеплилась в Центре, в Ахтубинске, но когда это дойдет до строевых частей?

В прошлом году ВВС получили целый один самолет! Это вместо прежних сотен. Очень много новейших самолетов и вертолетов продается за рубеж. Какие самолеты будут воевать против нас в случае чего? Наши же…

К сожалению, процессы деградации Военно-воздушных сил не остановлены и сегодня. По-прежнему недопустимо низок налет экипажей, а часть молодых летчиков вообще не летает. Заторможены темпы перевооружения новой техникой, подорваны силы ведущих КБ и заводов, нарушена преемственность в летном деле и самолетостроении. Невостребованными остаются силы и способности тысяч и тысяч энергичных одаренных людей, готовых самоотверженно трудиться на благо отечественной авиации.

Давно пришло время активных действий, а не только разговоров!

Уверен в том, что жизнь заставит возрождать авиацию, ход истории потребует этого.

Приложение 1

Результативные летчики 5-го гвардейского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого Берлинского истребительного авиационного полка

1.**

Полковник Зайцев В.А.

34+19, 427, 263

Ком. полка

2.

Полковник Рулин В.П.

Не менее 5+9, >300

Комиссар, ком. полка

3.

Генерал-майор Беркаль Ю.М.

2

Ком. полка

4 **

Генерал-лейтенант Попков В.И.

41+1, 475, 117

Комэск

5.*

Полковник Глинкин С.Г.

30, 254, 75

Зам. комэска

6.*

Лейтенант Сытов И. Н.

26+4, >250, >100

Комэск, погиб 15.10.43 г.

7.*

Генерал-майор Лавейкин И.П.

24+15, >600, >150

Зам. комполка

8.*

Подполковник Шардаков И.А.

20+6, >300

Комэск

9.*

Генерал-майор Песков П. И.

20, 368….

Штурман

10.*

Полковник Ефремов В.В.

19, 541

Комэск

11.*

Полковник Онуфриенко Г.Д.

21+29, 505 (не менее 14 побед в составе полка)

Комэск

Жирным шрифтом, в третьей графе, указано количество побед. Рядом, если известно, число боевых вылетов и воздушных боев. В крайнем правом столбце указана последняя должность летчика во время службы в 5-м гиап, в 1941–1945 годах.

12.*

Генерал-майор Баевский Г.А.

19, 252, 50

Зам. комэска

13.*

Ст. лейтенант Мастерков А.Б.

18, 195, 40

Ком. звена, погиб 20.3.45 г.

14.*

Полковник Яременко Е.М.

16+1, 190, 40

Зам. комэска

15.

Лейтенант Кальсин П.Т.

16+1, >100, 60

Ст. летчик, погиб 20.12.43 г.

16.

Полковник Васильев К.Н.

16

Ком. звена

17.*

Майор Дмитриев Н.П.

15, 415, 75

Комэск

18.*

Майор Городничев Н.П.

15, >200

Штурман, погиб 1.3.43 г.

19.*

Ст. лейтенант Пчелкин А.И.

14+2, 387, 61

Зам. комэска

20.*

Капитан Орлов А.И.

14+8, 629, 56

Комэск

21.

Полковник Штоколов Д.К.

14+6

Комэск

22.

Майор Макаренко Н.Ф.

14+6

Ком. звена

23.

Майор Цымбал Н. В.

12, 300

Ком. звена

24.

Майор Романов Н.Е.

11+8, 270

Комэск

25.

Ст. лейтенант Ворончук A.A.

10+…, 80, 23

Ком. звена

26.

Подполковник Дахов Ф.Ф Не менее

10

Ком. звена

27.

Лейтенант Кильдюшев И. Г. Не менее

10

Ком. звена

28.

Майор Концевой А.Е. Не менее

10

Пом. ком. по ВСС, погиб в 1944 г.

29.

Капитан Беляков А.Н.

10

Ст. летчик

30.*

Мл. лейтенант Быковский Е.В.

9

Ст. летчик, погиб в 1943 г.

31.

Майор Журин Б.В.

9

Ком. звена, погиб в 1942 г.

32.*

Капитан Мещеряков И.И.

9

Комэск, погиб в 1942 г.

33.*

Бат. комиссар Соколов A.M.

8

Военком эск., погиб в 1942 г.

34.

Полковник Рожок П.И.

7+3, 558, 58

Штурман

35.

Ст. лейтенант Остапчук А.

Не менее 7

Ст. летчик

36.*

Ст. лейтенант Ковац П.С.

7

Комэск, погиб в 1942 г.

37.

Ст. лейтенант Гринев В.Н.

7, 100

Ст. летчик

38.*

Полковник Кондратюк A.A.

7, 250, 70

Зам. комэска

39.

Лейтенант Лавренко И.А.

7, 100

Ст. летчик

40.

Ст. лейтенант Сорокин Е.И.

7, 150

Ст. летчик

41.

Мл. лейтенант Анцырев Н.А.

6, 50, 20

Летчик, погиб в 1943 г.

42.

Мл. лейтенант Марисаев Н.

6, 60

Летчик, погиб в 1944 г.

43.

Капитан Ивашкевич В.

6

Ст. летчик

44.

Полковник Глазков И.С.

5+4, 123, 17

Ст. летчик

45.*

Капитан Игнатьев М.Т.

19, 300, 80 (не менее 5 в составе полка)

Ком. звена

46.

Ст. лейтенант Артемьев А.

15

(не менее 3 в составе полка) Комэск, погиб в 1943 г.

47.

Майор Бикмухаметов И.Ш.

Не менее 5

Ком. звена, погиб в 1942 г.

48.

Капитан Евстратов К.Д.

Не менее 5

Ком. звена

49.

Капитан Потехин М.А.

Не менее 5

Ст. летчик

50.

Ст. лейтенант Канус В.А.

Не менее 5

Ст. летчик, погиб в 1943 г.

51.

Майор Маслобойников А.

5

Ком. звена

52.

Лейтенант Федирко A.C.

Не менее 4

Летчик

53.*

Капитан Караев A.A.

21, 300, 80 (не менее 3 в составе полка)

Ст. летчик

54.*

Полковник Киянченко Н.С.

18, 400, 100 (не менее 3 в составе полка)

Зам. комэска

55.

Полковник Инякин Г.

Не менее 3

Ком. звена

56.

Капитан Нюнин И.М.

Не менее 3

Комэск, погиб 12.8.41 г.

57.

Лейтенант Сверлов Н.И.

Не менее 3

Ст. летчик, погиб в 1943 г.

58.

Капитан Мочалое Ф.И.

Не менее 3

Зам. комэска, погиб 29.1241 г.

59.

Ст. лейтенант Истомин А.Д.

Не менее 3

Ком. звена, погиб в 28.5.42 г.

60.

Мл. лейтенант Барабанов В.

Не менее 2

Летчик, погиб 10.4.44 г.

61.

Капитан Голубев П.И.

Не менее 2

Зам. комэска, погиб 27.1142 г.

62.

Лейтенант Горюнов С.Т.

Не менее 2

Комэск, погиб 6.10.41 г.

63.

Лейтенант Жданов Б.С.

Не менее 2

Ком. звена, погиб 22.11.43 г.

64.

Мл. лейтенант Цапалин B.C.

Не менее 2

Ком. звена, погиб 27.8.42 г.

65.

Мл. лейтенант Маркин В.И.

Не менее 2

Летчик, погиб 16.1.45 г.

66.

Капитан Карпов

Не менее 2

Зам. комэска

67.

Мл. лейтенант Акишин В.А.

1

Летчик, погиб 7.10.42 г.

68.

Ст. лейтенант Бузункин А.И.

1

Летчик, погиб 28.2.45 г.

69.

Лейтенант Волков Н.С.

Не менее 1

Летчик, погиб 7.11.43 г.

70.

Полковник Куделя П.Ф.

Не менее 1

Летчик

71.

Майор Кулик Ф.И.

Не менее 1

Стажер на должность ком. полка, умер от ран 18.7.43 г.

72.

Капитан Калугин А.

Не менее 1

Ст. летчик

73.

Мл. лейтенант Медведев В.Ф.

Не менее 1

Летчик, погиб 14.10.43 г.

74.

Ст. лейтенант Панов А.Г.

Не менее 1

Ком. звена

75.

Мл. лейтенант Пименов И.П.

Не менее 1

Летчик, погиб 7.1.42 г.

76.

Капитан Подгорный М.В.

Не менее 1

Летчик

77.

Мл. лейтенант Пузь К.Ф.

Не менее 1

Погиб 28.8.43 г.

78.

Лейтенант Судаков Б.

Не менее 1

Летчик

79.

Лейтенант Тараканов

Не менее 1

Летчик

80.

Лейтенант Трутнев A.A.

Не менее 1

Летчик, погиб 4.9.44 г.

81.

Сержант Уроденко А.М.

Не менее 1

Летчик, погиб 10.8.42 г.

82.

Ст. лейтенант Шумилин В.

Не менее 1

Летчик, погиб 5.11.43 г.

* — Герой Советского Союза.

Приложение 2

Гюнтер Ралль

Генерал-лейтенант в отставке Гюнтер Ралль — один из самых выдающихся летчиков-истребителей гитлеровской авиации. Согласно официальной немецкой статистике, по количеству одержанных во время Второй мировой войны побед в воздухе занимает третье место (Эрих Хартман — 352, Герхард Баркхорн — 301, Гюнтер Ралль — 275). Среди ныне живущих немецких асов Ралль — первый. Родился он в 1918 году. Кадровый офицер-летчик люфтваффе с довоенных времен. В авиацию он пришел в 1937 году, будучи обер-фенрихом пехотного полка. Свою первую победу одержал в бою с французскими истребителями 18 мая 1940 года.

Участвовал в боях на Западном фронте против Франции, Бельгии, Голландии. Принимал участие в воздушной битве над Англией, в войне на Балканах, в битве за остров Крит.

С 22 июня 1941 года — на Восточном фронте в составе знаменитой 52-й истребительной эскадры. В книге американских военных историков Р. Толивера и Т. Констебля «Снимите Хартмана с неба» говорится, что все, кто знал Ралля по войне, считают его «человеком выдающейся силы воли и мужества», летчиком «неслыханной меткости в стрельбе, который, как никто в немецкой авиации, мог поражать и уничтожать своих противников с почти невероятных углов и удалений». Довольно долго он держал первенство среди истребителей люфтваффе и, опять-таки по утверждению Толивера и Констебля, «к концу войны был бы величайшим асом всех времен, если бы счастье в двух решающих обстоятельствах не отвернулось от него».

Первым таким обстоятельством был воздушный бой 28 ноября 1941 года над рекой Миус между Ростовом и Таганрогом. В этом бою Ралль был сбит советским истребителем. При посадке на «живот» он разбил самолет и сломал позвоночник, год провел в госпитале. Вопреки решению врачей вернулся на фронт, летал, подложив подушки под ноги и за спину, но одерживал победы. И хотя снова неоднократно был сбит (всего за время войны наши летчики, по утверждению Ралля, сбивали его семь раз и один раз американцы), к середине апреля 1944 года снова вышел на первое место среди летчиков-истребителей люфтваффе. В апреле 1944 года майор Ралль был переведен в систему ПВО Германии и назначен командиром 2-го отряда 11-й истребительной эскадры. Сбил еще два американских самолета — «Лайтинг» и «Тандерболт», в воздушном бою над Берлином 12 мая 1944 года был ранен и сбит. Ранение осложнилось заражением, и Ралль еще б месяцев провел на госпитальной койке.

С 1956 года Ралль служил в ВВС ФРГ. По нашим оценкам того времени, относился враждебно к СССР и ГДР, был настроен реваншистски. Вместе с тем всегда обладал необходимой дипломатической гибкостью, умел быть респектабельным, «по-джентельменски» ладить с бывшими противниками, ставшими после войны союзниками ФРГ по НАТО. Занимал должности командира авиационной дивизии, начальника штаба 4-го объединенного тактического авиационного командования НАТО в Европе, возглавлял (правда, недолго) Тактическое авиационное командование ВВС ФРГ.

В январе 1971 года генерал-лейтенант Гюнтер Ралль стал генеральным инспектором бундеслюфтваффе (ВВС ФРГ), сменив Иоганна Штайнхоффа. В официальном извещении об этом назначении говорилось: «Ралль принадлежит к числу асов германского воздушного флота. Прошлая карьера и боевой опыт позволяют ему успешно решать вопросы, связанные с должностью инспектора ВВС». Западногерманские средства массовой информации подхватили эту оценку из правительственного сообщения, и в дальнейшем Ралль всегда и всюду фигурировал как «образцовый» инспектор ВВС. В действительности же за этим назначением стояло стремление правящих кругов ФРГ упрочить свои позиции в НАТО и укрепить международные связи своего военно-промышленного комплекса, с которым Ралль был тесно связан.

В своей практической деятельности Ралль осуществлял курс своих предшественников на форсированное перевооружение западногерманских ВВС. При нем на вооружении бундеслюфтваффе поступили «Фантомы» (первый самолет этого типа получил в Соединенных Штатах сам Ралль). В качестве «комиссионных» за эту выгодную для американской стороны сделку он получил от правительства США высший военный орден — «Легион почета». Но не оставил Ралль в накладе и военно-промышленный комплекс ФРГ, обеспечив ему выигрыш схватки за проект нового многоцелевого самолета для НАТО. Особое внимание уделял развитию международных связей ВВС ФРГ, для чего, в частности, объездил все зарубежные полигоны и учебные центры, используемые бундеслюфтваффе. Неоднократно посещал США, Италию, Норвегию, Турцию, Голландию, ЮАР, оккупированную ею тогда Намибию.

В феврале 1995 года по приглашению Совета ветеранов ВВС МВО и руководства Содружества воздушных асов посетил нашу страну. Принял участие в состоявшейся 21 февраля 1995 года в Кубинском авиагарнизоне военно-исторической конференции по теме «Уроки победы и поражений. Летчики-истребители в боях за Отечество». Выступая на конференции, Ралль подчеркнул, что он всегда испытывал «глубокое уважение к мужеству и мастерству советских летчиков как к противникам, равных которым он не встречал».

Прилагаемая справка о Г. Ралле показывает, насколько силен был наш противник. Прежде всего асы 52-й истребительной эскадры люфтваффе, III группу которой возглавлял Ралль в Курской битве, а затем и в боях за Днепр. Этого летчика отличали не только выдающиеся профессиональные качества, мужество, но и психологическая устойчивость, стремление до конца выполнить долг. За войну Г. Ралль выполнил 621 боевой вылет и, по немецким данным, имел 275 побед в воздухе. Черты, характеризующие этого аса, были присущи и некоторым другим летчикам-истребителям противника. Не случайно, что после войны он несколько лет возглавлял бундеслюфтваффе, став последним асом-фронтовиком, занимавшим этот пост.

Следует, наконец, дать себе отчет в том, каким был наш главный противник в решающих битвах 1943 года. Надо однозначно исключить взгляд на немцев как на слабаков, кичившихся большим количеством своих неподтвержденных побед. Безусловно, отрицая нереальные трехзначные цифры, нельзя не видеть того, что были среди них отдельные выдающиеся асы, чей счет мог достигать более 100 сбитых самолетов. Некоторым из нас не мешало бы смирить свои амбиции. Кое в чем, прежде всего в системе тщательного отбора и подготовки летчиков, воспитания у них психологической устойчивости, нам можно было бы поучиться у бывших противников.

Вместе с тем и с немецкими асами можно было успешно воевать. В ожесточенных боях под Курском погиб цвет немецкой истребительной авиации. Из первой полусотни лучших асов навсегда выбыли из строя 14 человек:

1. Обер-фельд. Г. Штрассель (III/JG51, 67 побед, сбит 8.7.43)

2. Обер-фельд. З. Россман (III/JG52, 93, 9.7.43)

3. Майор Р. Реш (IV/JG51, 94, 11.7.43)

4. Майор В. Эвальд (III/JG3, 78, 14.7.43)

5. Лейтенант Г. Шель (I/JG54, 71, 16.7.43)

6. Лейтенант Й. Йенневайн (I/JG51, 86, 26.7.43)

7. Обер-лейт. О. Танге (st/JG51, 68, 30.7.43)

8. Майор Г. Гумут (I/JG54, 63, 3.8.43)

9. Обер-лейт. Г. Готц (I/JG54, 82,4.8.43)

10. Капитан Г. Хофемайр (I/JG51, 96, 7.8.43)

11. Обер-фельд. К. Штеффен (III/JG52, 59, 8.8.43)

12. Обер-лейт. М. Штотц (II/JG54, 189, 19.8.43)

13. Лейтенант Б. Кортц (III/JG52, 113, 19.8.43)

14. Фельдфебель В. Хаусвирц (III/JG52, 54, 5.5.43)

Там же, под Курском, среди прочих были сбиты лейтенант Э. Хартман (тогда 90 побед, 20.8.43), сбит и ранен над своим аэродромом обер-лейт. Вальтер Крупински (тогда более 100 побед, 5.7.43), сбит над аэродромом и приземлил свой Ме-109Г-6 на брюхо майор Г. Ралль (тогда 156 побед, 9.7.43).

Хочу еще раз напомнить о том, что люфтваффе представляли собой не только группу выдающихся летчиков, у них — а с этим были согласны ведущие асы Германии А. Галланд и Э. Хартман — были и «тысячи молодых, неизвестных немецких летчиков, которые погибли, не одержав победы ни в одном бою»! Это еще раз показывает, сколь сложна профессия летчика-истребителя.

Победа была за нами! Мы защищали Родину. И у нас все больше становилось летчиков, из когорты одержимых, готовых и способных, несмотря ни на что, успешно выполнить свой долг.

Дата публикации: 30-09-2015

Категория: Военная литература »  «Сталинские соколы» против асов Люфтваффе

  Яндекс.Метрика