ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Военная литература » Ротмистров П.А. Время и танки » Глава первая. История создания современных танковых войск


Глава первая. История создания современных танковых войск

Военная литература » Ротмистров П.А. Время и танки

Общевойсковая армия являлась основным оперативным объединением Красной Армии. Однако она уже в значительной степени утратила свою самостоятельность и обычно действовала в составе фронта совместно с другими армиями и при поддержке фронтовых средств. Самостоятельные действия общевойсковой армии признавались возможными только при действиях в горах, пустынях и на Крайнем Севере, а на равнинном театре — при отсутствии сплошных фронтов.

Для наступления армия получала полосу 50-80 км, осуществляя прорыв на участке 20-30 км. На направлении главного удара на 1 км фронта предусматривалось иметь не менее 3-4 батальонов пехоты, 50-100 орудий и 50-100 танков. Считалось, что при таких плотностях армия может прорвать оборону противника, сокрушить его силы в тактической и оперативной зонах и выйти на глубину 75-100 км, продвигаясь с темпом 10-15 км в сутки.

Чтобы достичь успеха в армейской наступательной операции, считалось необходимым создать подавляющее превосходство в силах и средствах на главном направлении, поддерживать это превосходство в ходе операции своевременным вводом вторых эшелонов и резервов при тесном взаимодействии родов войск.

Теория оборонительных операций предполагала, что только глубокая оперативная оборона способна противостоять наступлению сильного, хорошо оснащенного авиацией, артиллерией и танками противника. Предусматривались два вида обороны: позиционная и маневренная. Позиционная оборона имела цель отразить наступление противника и сохранить за собой занимаемую территорию. Маневренная (подвижная) оборона применялась при недостатке сил и средств, необходимых для организации позиционной обороны, при этом допускалась потеря территории с целью сохранения сил, [41]

В межвоенный период развивалась и тактика наступательного и оборонительного боя. Приемы и способы ведения боя обусловливались общим уровнем развития военного дела и степенью оснащения Красной Армии боевой техникой.

После окончания гражданской войны, когда Красная Армия имела слабое техническое оснащение, самым многочисленным родом войск являлась пехота, и она должна была решать исход боя. Вместе с тем уставы 20-х годов требовали организации взаимодействия родов войск на всех этапах боя и, таким образом, подходили к бою как общевойсковому, хотя такой термин тогда еще не употреблялся. Основное внимание уделялось маневренным действиям. Борьба в позиционных условиях рассматривалась как частный случай маневренной войны. Решительное наступление признавалось главным видом боевых действий, а обход, охват и прорыв — основными формами тактического маневра. Боевое обеспечение включало разведку, охранение, противовоздушную и противохимическую оборону; мало внимания уделялось противотанковой обороне.

Основой успеха в бою считался удар и маневр пехоты. Артиллерия по силе огня являлась самым могущественным родом войск. На нее возлагались задачи по уничтожению и подавлению живой силы и огневых средств противника.

Вопросы боевого применения танков в советской военной теории занимали особое место. В конце 20-х и начале 30-х годов в наступлении предусматривалось создавать несколько групп танков для достижения тесного взаимодействия их с пехотой при прорыве обороны противника. Непосредственная поддержка стрелковых войск возлагалась на танковые группы поддержки пехоты (ТПП). Борьбу с огневыми средствами противника на глубине 1,5-3 км должны были вести танковые группы дальней поддержки пехоты (ТДПП), а уничтожать артиллерию, командные пункты и ближайшие резервы врага на глубине 5-7 км — танковые группы дальнего действия (ТДД), причем первыми атаковать позиции противника должны были танки ДПП и ДД. С увеличением глубины обороны и насыщением ее противотанковыми средствами и инженерными заграждениями одним танкам прорывать оборону было очень трудно. Поэтому из боевых порядков [42] атакующих войск танковые группы ДД и ДПП были исключены. Вместо них предполагалось использовать крупные механизированные соединения для развития тактического успеха в оперативный. Эти войска должны были составлять самостоятельный эшелон оперативного построения войск.

Задачей авиации являлось подавление и уничтожение живой силы, огневых средств и пунктов управления противника, поддержка в тактической и оперативной глубине танковых группировок, ведение воздушной разведки, борьба с вражеской авиацией и корректирование артиллерийского огня. Считалось, что части армейской авиации будут придаваться стрелковым корпусам и составлять их авиационные группы.

С ростом технического оснащения соединений и частей Красной Армии их боевые возможности увеличивались, что нашло отражение во временном Полевом уставе 1936 года (ПУ-36), а также в проектах Полевого устава 1939 и 1940 годов. В этих уставах говорилось, что боевые задачи должны решаться согласованными усилиями пехоты, артиллерии, подвижных войск, авиации и воздушных десантов и что тесное взаимодействие между всеми родами войск является важнейшей предпосылкой успеха в бою. В наступательном бою требовалось на направлении главного удара создавать двойное или даже тройное превосходство в силах и средствах над противником, а взаимодействие организовывать прежде всего в интересах пехоты, которая считалась родом войск, решавшим исход боя.

При непосредственном соприкосновении с противником наступательный бой рекомендовалось начинать следующим образом: авиационная и артиллерийская подготовка, затем под прикрытием огня артиллерии на исходный рубеж атаки выдвигается пехота, а вслед за ней и танковая группа поддержки пехоты с таким расчетом, чтобы к началу атаки пехоты танки могли выйти к переднему краю обороны противника. В этих целях исходные позиции для танковых групп непосредственной поддержки пехоты выбирались не далее 3-5 км от переднего края.

Выход танков на передний край являлся сигналом для броска пехоты в атаку. Атаку рекомендовалось проводить безостановочно, вплоть до овладения районом основных артиллерийских позиций противника. В зависимости от [43] силы обороны врага атака должна была поддерживаться огневым валом или последовательным сосредоточением огня артиллерии. Сопровождать пехоту и танки огневым валом следовало на глубину 1,5-2 км. Артиллерия, кроме того, должна была последовательно меняя огневые позиции, непрерывно поддерживать пехоту и танки, ведущие бой в глубине обороны противника.

Авиация должна была поддерживать наступающие войска не только прикрытием от вероятных ударов самолетов противника, но и прежде всего своими ударами по его основным группировкам препятствовать подходу резервов врага к полю боя, вести борьбу с контратакующими группами противника и воспрещать организацию обороны на второй полосе.

Командиры общевойсковых соединений и частей управляли войсками с командных и наблюдательных пунктов. Пункты управлений соединений и частей родов войск, поддерживающих пехоту, находились вблизи общевойсковых командиров или на удалении, обеспечивающем непрерывную тесную связь с ними.

Считая наступление основным видом боевых действий, советская военная теория должное внимание уделяла и проблемам тактической обороны, значению ружейного и пулеметного огня, огня артиллерии и танков, сочетанию огневой системы с контратаками ударных групп. Противотанковая оборона в главной полосе начала создаваться не только на основе естественных и искусственных противотанковых препятствий, но также и с активным использованием огня артиллерии и контратак танков. Огневые позиции артиллерии и вторые эшелоны прикрывались противотанковыми рубежами и районами.

Организация противовоздушной обороны включала в себя главным образом мероприятия по защите войск от ударов с воздуха: маскировку, строительство укрытий и убежищ. Важное значение придавалось своевременному выявлению угрозы воздушного нападения, для чего в стрелковых войсках была создана система воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), принимались также меры к организации активной борьбы с авиацией противника.

Теоретические положения советского военного искусства с учетом вероятного поступления новой военной техники были положены в основу строительства Советских [44] Вооруженных Сил, а также боевой подготовки войск, хотя в ряде случаев подразделения и части обучались лишь на макетах боевой техники и вооружения. С появлением новой военной техники — танков, боевых самолетов, орудий на механической тяге, автоматического оружия, радиосредств, инженерных средств войска приступили к их освоению, практической проверке на войсковых, командно-штабных учениях и маневрах.

Исторические события в 30-е годы развернулись так, что и разработанная теория, и организация войск, и их боевая подготовка подверглись испытаниям при защите советских государственных границ.

Творцы лучших в мире советских танков

В 1924 году началась военная реформа. Крупные мероприятия по перестройке Вооруженных Сил в значительной мере коснулись и танковых войск. В апреле 1924 года принимается решение о создании Военно-технического управления РККА. Начальником и комиссаром этого управления был назначен И. А. Халепский, член ВКП(б) с 1918 года. Иннокентий Андреевич родился в простой русской семье в городе Минусинск. После окончания городского училища работал в различных городах Сибири, и в частности в Красноярске. С началом Октябрьской социалистической революции Халепский с оружием в руках боролся за Советскую власть. В 1919 году его назначили на должность начальника связи Южного фронта. За хорошую организацию связи в операциях против Деникина Халепский был награжден орденом Красного Знамени. Советские танковые войска на заре их создания и становления возглавил человек незаурядных способностей и сильного характера. Глубокая партийность, умение быстро ориентироваться в обстановке, опираться в работе на коллектив, высокая требовательность к себе и подчиненным позволяли ему успешно решать большие задачи в этой новой области.

В конце 1929 года Военно-техническое управление реорганизуется, И. А. Халепский назначается начальником вновь созданного Управления механизации и моторизации РККА и начальником автобронетанковых войск.

Вскоре началось оснащение Красной Армии современными боевыми машинами и другой техникой. Уже в [45] 1927 году создается танк МС-1 (Т-18). Его улучшенные варианты появились в 1929-1930 годах. Кроме того, в 1929 году были созданы и приняты на вооружение Красной Армии два образца танкеток.

К 1930 году советские танковые войска начинают выделяться в самостоятельный род войск. К этому периоду уже было создано много оригинальных советских конструкций бронетанковой техники.

Танк Т-24, имевший на вооружении 45-мм пушку и 4 пулемета, был создан в 1930 году. Скорость этого танка достигала 22 км/час при толщине брони около 20 мм. Затем создается опытный образец среднего танка ТГ со скоростью движения 35 км/час и мощным вооружением. Позже появились легкий танк Т-19 и средний танк ТГ с пушечным вооружением и несколькими пулеметами.

Но конструкторы этих машин, энтузиасты своего дела, заслуживающие самых добрых слов, не смогли решить тех задач, которые стояли перед нашей Родиной по перевооружению Красной Армии в соответствии с требованиями характера будущей войны. Создание танков — проектирование, изготовление опытных образцов, их испытание, доводка, налаживание серийного производства требовали значительного времени. Можно представить, с какими трудностями все это было связано в те годы.

Для того чтобы создать совершенные боевые машины в наиболее короткие сроки, изучались технические достижения как в нашей стране, так и за рубежом.

Начало 30-х годов характеризуется быстрым ростом танковых войск. Расширяется производство легких танков БТ и Т-26, танкеток Т-27, малых плавающих танков Т-37, Т-38, средних — Т-28, а затем и тяжелых — Т-35. Уже к концу 1932 года Красная Армия получила на вооружение более 1000 боевых машин Т-26 и около 400 БТ. К концу второй пятилетки (1937 год) танковый парк Красной Армии составлял более 6780 Т-26 и около 5000 БТ.

Под руководством Коммунистической партии в соответствии с разработанным В. И. Лениным планом индустриализации нашей страны была создана тяжелая промышленность, обеспечившая серийное производство малых, легких, средних и тяжелых танков, различных специальных танков и машин и проведение научно-конструкторских [46] работ по созданию самоходно-артиллерийских установок.

К этому времени в Красной Армии были подготовлены и необходимые кадры. Большая заслуга в этом при-

Пропуск страниц

моторизации Военно-технической академии имени Ф. Э. Дзержинского и Московского автотракторного института имени М. В. Ломоносова. Хочется вспомнить добрым словом ее начальников, руководителей кафедр и преподавателей.

Вновь созданную академию возглавил Жан Францевич Зонберг, прибывший с должности заместителя командующего Белорусским военным округом. Затем начальником академии был комкор Маркиап Яковлевич Германович.

Много сил отдали Военной академии бронетанковых войск бригадный комиссар А. А. Абрамов, военинженер 1 ранга Л. С. Бадалян, полковник П. Б. Вальден, военинженер 2 ранга Н. И. Груздев, полковник П. П. Лебеденко, бригинженер С. С. Миловидов, комбриг А. И. Милковский и многие другие.

В июне 1936 года начальником Военной академии бронетанковых войск был назначен дивизионный инженер Иван Андрианович Лебедев, человек высокой культуры, обладавший энциклопедическими знаниями, крупный специалист в области строительства бронетанковой техники. В период его руководства академией получила развитие теория применения механизированных корпусов, улучшилась подготовка инженеров-танкистов, поднялся авторитет академии в целом.

В первой половине 30-х годов была создана целая система военно-учебных заведений танковых войск, обеспечивавших подготовку и совершенствование командных и технических кадров всех категорий.

Понимая значение военной техники и ее влияние на характер будущей войны, много труда в развитие танковых войск Красной Армии вложили К. Б. Калиновский, И. К. Грязнов, И. А. Лебедев и многие другие.

Теоретические проблемы в области применения танков решались в тесной связи с практикой.

В свое время состоялась интересная встреча И. А. Халепского с В. К. Блюхером. Обсуждался вопрос о применении танков в условиях Дальневосточного театра военных действий. На этой встрече присутствовал и автор этих строк, являвшийся в то время начальником оперативного отдела Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Поскольку на Дальнем Востоке находилось много танковых частей и соединений, было принято решение провести [48] специальные испытания танков Т-26 и БТ. Это мероприятие имело большое теоретическое и практическое значение. Испытания позволили сделать весьма важные выводы.

Жизнь настойчиво выдвигала молодых и талантливых людей. Внесли достойный вклад в совершенствование советской танковой техники, способов и приемов ее применения в бою военные инженеры Б. Г. Вершинин и М. В. Данченко.

Значительное влияние на развитие советских танковых войск оказал М. Н. Тухачевский, являвшийся в то время заместителем Наркома обороны и начальником вооружения Красной Армии. На XVII съезде ВКП(б) 4 февраля 1934 года, докладывая съезду о росте технической мощи Красной Армии, М. Н. Тухачевский отметил, что новые средства борьбы и потребность в этих средствах будут гигантски возрастать. На VII съезде Советов в 1935 году, а также на II сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в 1936 году он говорил о необходимости создания мощной не только по числу, но и по качеству авиации, необходимости усиления Красной Армии танковыми средствами, современной артиллерией, создания сильного Военно-Морского Флота.

Таким образом, в результате мер, принятых нашей партией, были достигнуты большие успехи не только в области военно-технической мысли и военной теории, но и в практическом решении задач по оснащению Красной Армии самыми совершенными видами вооружения. Особое значение придавалось созданию и совершенствованию новых средств вооруженной борьбы, обеспечивающих успешное ведение боевых действий в условиях маневренной войны.

Касаясь истории создания советских танков, необходимо прежде всего подчеркнуть талант молодых военных конструкторов, которые к началу второй мировой войны создали легендарный танк Т-34 и тяжелый танк КВ. Эти машины по многим показателям превосходили немецкие танки T-III и T-IV, и хотелось бы обратить внимание на одно весьма важное обстоятельство. Общеизвестно, что двигатель является самым сложным агрегатом танка. Энтузиасты-дизелисты в сотрудничестве с конструкторами Я. Е. Вихманом, Т. П. Чупахиным, И. Я. Трашутиным и другими в течение нескольких лет работали над танковым дизелем, который впоследствии был назван В-2. В результате этот двигатель был поставлен в танке Т-34 и KB и полностью оправдал себя во время Великой Отечественной войны.

Чтобы оценить значение для наших танковых войск создания дизеля В-2, достаточно вспомнить, что немецкие и американские танки имели бензиновые двигатели. Например, американский средний танк "Шерман", выпускавшийся во время войны в больших количествах и различных модификациях, имел несколько типов силовых установок: звездообразные бензиновые, V-образные бензиновые, силовые агрегаты из пяти бензиновых автомобильных двигателей. Американцы стремились использовать и дизеля. В этих целях на танки "Шермап" ставились силовые [50] установки из двух дизелей. Англичане во время войны вынуждены были устанавливать в некоторые типы крейсерских танков устаревшие бензиновые авиамоторы "Либерти". Все это говорит о том, как трудно было в то время создать хорошие танки.

В разработке проектов советских танков участвовали ученые, инженеры, известные военачальники. В конце 20-х годов боевые машины создавались большим коллективом конструкторского бюро, который в последующем разделился по типам машин. Танк БТ-2 был спроектирован конструкторским коллективом в начале 30-х годов, а затем на его базе были созданы БТ-5 и БТ-7. Танк Т-26 создал и вел во всех его модификациях конструкторский коллектив во главе с С.А. Гинзбургом, он же разработал и проект колесно-гусеничного танка Т-46 и Т-50. Несколько позже был создан средний танк Т-28, а затем и тяжелый танк Т-35, коллектив которого возглавлял Н. В. Цейц. Выдающуюся роль в создании опытных образцов бронетанковой техники тех лет сыграл II. В. Барыков. Будучи руководителем опытно конструкторской организации, он непосредственно участвовал в создании танков Т-28, Т-35, Т-46, Т-50 и Т-100. Главным конструктором легкого танка Т-50 был Л. С. Троянов, а его ближайшим помощником И. С. Бушнев. Серию боевых машин Т-27, Т-37 подготовил конструкторский коллектив под руководством Н. Н. Козырева. В последующем, когда разрабатывались и ставились на производство Т-38, Т-40 и Т-60, этот коллектив возглавлял Н. А. Астров.

Вскоре после выпуска названных машин армия получила танк Т-70. Во главе коллектива, создавшего этот танк, стоял главный конструктор Н. А. Астров. Была разработана самоходно-артиллерийская установка СУ-76, дальнейшие работы над которой вел конструкторский коллектив во главе с Н. А. Астровым. Необходимо отметить, что Астров был главным конструктором легких плавающих танков, вооруженных 45-мм пушкой и пулеметом, опытные образцы которых были построены в 1932- 1934 годах. В создании боевых машин участвовали и славные испытатели. Так, Е. А. Кульчицкий внес много интересных предложений по совершенствованию отдельных механизмов и узлов.

Средний танк Т-34 получил жизнь в конструкторском коллективе, ранее создавшем танки типа БТ и последний [21] танк этой серий ВТ-7М с дизелем 6-2. Главным конструктором Т-34 был М. И. Кошкин, его ближайшими помощниками — А. А. Морозов и Н. А. Кучеренко. В 1940 году после кончины М. И. Кошкина главным конструктором стал А. А. Морозов. Он вместе с коллективом конструкторов и испытателей продолжал совершенствовать танк. В этой замечательной боевой машине были заложены большие возможности, которые мастерски использовали А. А. Морозов и его товарищи по работе. Они уже в ходе войны модернизировали танк, поставив более мощную 85-мм пушку и увеличив толщину брони. Тридцатьчетверка до конца войны оставалась лучшим, непревзойденным по своим боевым качествам средним танком. Самоходно-артиллерийские установки СУ-85, СУ-122, СУ-100 были созданы на базе танка Т-34 конструкторским коллективом, возглавлявшимся Л. И. Горлицким.

Тяжелый танк KB явился результатом труда конструкторского коллектива под руководством Ж. Я. Котина. Во время Великой Отечественной войны этот же коллектив дал нашим войскам и другие тяжелые танки — ИС-2 и ИС-3, а также самоходно-артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152, которые, по существу, сорвали попытку фашистской Германии превзойти советскую танковую технику в тяжелых танках. Ближайшими помощниками Ж. Я. Котина были Н. Л. Духов и А. С. Ермолаев. ИС-2, ИСУ-122 и ИСУ-152 во время минувшей войны являлись самыми мощными боевыми машинами и выпускались в больших количествах. После окончания Великой Отечественной войны боевой парк пополнился замечательным тяжелым танком ИС-3.

Советская военная мысль конца 30-х годов. Военная теория только тогда может сыграть большую роль, когда она на основе всестороннего обобщения и изучения накопленного практического опыта и исследования новых условий и закономерностей научно обоснованными рекомендациями освещает путь практике. Великий стратег революции В. И. Ленин обращал внимание на то, что

"нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов"{8}. [52]

Коммунистическая партия и Советское правительство за двадцатилетний период развития Советского государства, т. е. к началу Великой Отечественной войны, решили основные проблемы строительства Советских Вооруженных Сил и разработки военной теории, опираясь на экономическое и политическое могущество Союза ССР, с учетом военно-политической обстановки.

На основе роста технического оснащения Красной Армии и увеличения ее боевых возможностей в 30-х годах была создана научно обоснованная теория ведения решительных наступательных операций против сильного противника в условиях маневренной войны. Однако она имела некоторые недостатки. В частности, не удалось четко решить проблему построения боевых порядков. Считалось, что боевой порядок войскового соединения должен состоять из ударной и сковывающей групп, иногда резерва и огневых (артиллерийских) групп, не уделялось должного внимания необходимости непрерывной поддержки пехоты и танков массированным артиллерийским огнем на всю глубину боя. Части специальных родов войск, придаваемые войсковым соединениям, либо включались в состав тактических групп, либо составляли отдельные группы.

При прорыве обороны противника рекомендовалось боевой порядок стрелковых дивизий строить в один эшелон, а стрелковых полков — в два три эшелона. При этом назначение вторых эшелонов точно не определялось. Положение, когда боевой порядок делился по фронту на ударную и сковывающую группы, а в глубину — на эшелоны, причем каждый начальник эшелона самостоятельно определял момент ввода его в бой, крайне усложняло управление боем и зачастую лишало старшего начальника возможности серьезного влияния на ход боя.

Стрелковый корпус наступал в полосе 8-12 км, стрелковая дивизия на направлении главного удара корпуса получала полосу 2,5-3,5 км. Задачей стрелковых корпусов, составлявших первый эшелон оперативного построения армии, на первый день наступления являлся прорыв всей тактической зоны обороны противника на глубину 15-20 км. Общая задача делилась на ближайшую и последующую.

При прорыве подготовленной обороны противника дивизия, наступавшая на главном направлении, усиливалась одним-двумя артиллерийскими полками РГК и двумя-тремя [53] танковыми батальонами, что обеспечивало плотность 50-70 орудий и до 50 танков на 1 км фронта. На направлении вспомогательного удара рекомендовалось иметь плотности вдвое меньше.

Советская военная теория, отдавая должное наступлению, не забывала и об обороне. Считалось, что общевойсковая армия является основным звеном в организации и ведении оборонительной операции. Армия при переходе к позиционной обороне заблаговременно должна была подготовить три зоны обороны: передовую оперативную зону заграждений, тактическую оборонительную и оперативную.

Основные усилия армии в оборонительной операции сосредоточивались в тактической оборонительной зоне, состоявшей из полосы обеспечения, главной полосы сопротивления и второй полосы, имевшей общую глубину 25-30 км. Оперативная оборонительная зона общей глубиной 20-30 км включала зону маневра армейских резервов и тылового армейского рубежа.

Следовательно, армейская оборонительная полоса в обычных условиях (без оперативной зоны заграждений) имела глубину до 50-60 км. Ширина полосы обороны армии определялась в зависимости от обстановки и не должна была превышать 80-100 км.

Оперативное построение армии в обороне предусматривалось одноэшелонное с выделением небольшого резерва. Эшелонирование войск в обороне планировалось только в тактических масштабах, вследствие чего оперативная глубина обороны не обеспечивалась достаточными силами. Почти все силы армии сосредоточивались в главной полосе сопротивления, поскольку корпуса в оперативном построении армии и дивизии в боевом порядке корпусов располагались в одну линию.

Основным назначением оперативной оборонительной зоны признавалась борьба с крупными механизированными силами противника, прорвавшимися через тактическую зону. Поэтому выдвигалось требование о максимальном насыщении оперативной оборонительной зоны противотанковыми районами, заграждениями и отсечными позициями. В целях борьбы с прорвавшимися группировками противника рекомендовалось включать в состав армейского резерва танковые части и противотанковые средства РГК, и в то же время считалось, что танковый удар врага [54] может остановить стрелковая дивизия, которая и составляла армейский резерв. Фактически же армейский резерв (до одной стрелковой дивизии) не располагал достаточными средствами для организации серьезного противодействия наступлению танковых группировок противника и действительно не мог выполнить этой задачи.

В военной теории в то время не получили необходимого освещения вопросы подготовки и ведения операций в условиях начального периода войны. Считалось, что активным боевым действиям главных сил Красной Армии будут предшествовать мобилизация и стратегическое развертывание войск. Не учитывался в должной мере опыт первого периода второй мировой войны и, в частности, внезапность нападения агрессора после скрытного и заблаговременного развертывания вооруженных сил; не были в достаточной степени разработаны вопросы ведения стратегической обороны в этих условиях, вопросы организации управления войсками, взаимодействия видов вооруженных сил и родов войск. Не учитывалось также и то, что танковые корпуса в условиях обороны целесообразнее держать дальше от линии фронта, чтобы можно было парировать удары врага из глубины.

В оперативном построении войск в обороне преобладали тенденции к линейному распределению основных сил и средств. При этом не учитывалось, что противотанковых средств и зенитной артиллерии было мало. Все это сказалось в первый период Великой Отечественной войны.

В разработке теории применения танковых войск начала 30-х годов, когда основой советского оперативного искусства и тактики становится теория глубокого наступательного боя и операции, сыграли немалую роль и танкисты. В частности, К.Б. Калиновский занимался вопросами широкого применения танков как в наступательных, так и оборонительных операциях. Его можно смело назвать одним из основоположников советской теории применения танковых войск в маневренной войне.

Во второй половине 30-х годов в разработке военно-теоретических проблем применения танковых войск принимали активное участие А. А. Игнатьев, В. Т. Обухов, А. И. Штромберг, П. Д. Коркодинов, М. К. Ноздрунов, П. И. Коломейцев и другие.

Таким образом, созданием материальной базы для широкого развертывания отечественного танкостроения, разработкой теоретических принципов применения танковых войск в бою и операции и установлением определенных форм их организации заканчивается второй этап мирного строительства советских танковых войск.

Танковая техника за рубежом накануне второй мировой войны

В 30-е годы наиболее развитые в техническом отношении государства на основе боевого опыта первой мировой войны приступили к серьезному исследованию вопросов применения танков и авиации и перспектив создания повой боевой техники.

В тот период, как известно, на Западе появилось много литературы, в которой широко рассматривались эти проблемы. Получила распространение книга австрийского военного теоретика Эймансбергера и работы других специалистов по вопросам применения танков. Свои взгляды на роль авиации в будущей войне изложил итальянский военный теоретик Дуэ.

Все это, конечно, требовало соответствующей материальной базы. Однако, несмотря на достижения в области науки и техники, особенно в развитых в техническом отношении странах, многие государства, вступившие во вторую мировую войну, оказались к ней недостаточно подготовленными.

Например, внешне казалось, что наибольшее внимание созданию новой бронетанковой техники и ее серийному производству уделялось в Великобритании и Франции. В значительных количествах в этот период строили танки в Чехословакии, которая даже экспортировала бронетанковую технику в слаборазвитые страны. Кроме того, новые конструкции танков создавалась в США, Японии, Швеции и Италии. Единичные образцы танков были построены в Польше и Испании. Но какие это были танки? В Великобритании в период между первой и второй мировыми войнами появилось несколько образцов боевых машин различных типов. Среди них были танкетки, легкие и средние танки и даже тяжелый танк.

Перед второй мировой войной Англия имела неплохие танки, например "Матильда", "Валептайп" и "Черчилль". Однако они во всех отношениях были значительно хуже советских танков Т-34 и КВ. [56]

Во Франции высшее военное руководство в период между войнами почти не изменило своих взглядов на использование танков, расценивая их только как средство усиления пехоты. Даже обладание самым многочисленным танковым парком в мире после первой мировой войны никак не повлияло на позицию французского военного руководства. Из общего количества французских танков свыше трех тысяч были легкими типа "Рено". Однако французы скоро убедились, что эти машины не отвечают новым боевым требованиям, и решили модернизировать их. Процесс модернизации затянулся почти на 10 лет. В то же время разработке новых совершенных конструкций танков должного внимания не уделялось, так как французская военная теория в вопросах применения танков не учитывала требований маневренной войны. В связи с этим конструкторы, например, не придавали большого значения маршевой скорости, маневренности танка в бою, а также его вооружению, считая, что основным качеством танка должны быть защитные свойства, которые позволили бы ему максимально приближаться к противнику, уничтожать его оборонительные и огневые средства и прокладывать дорогу пехоте.

После 1935 года французами был создан танк R-35 весом около 10 т, вооруженный 37-мм пушкой и пулеметом, с толщиной брони около 40 мм, максимальной скоростью 19 км/час и запасом хода 80-130 км. Был принят на вооружение и средний танк "Сомма", который отличался от R-35 тем, что имел вес около 20 т, 47-мм пушку и пулемет, толщину брони до 55 мм, запас хода 130- 250 км и скорость до 37 км/час. Как видно, одним из серьезных недостатков этих танков являлась тихоходность и слабое вооружение, что весьма отрицательно сказалось в ходе их боевого применения.

После первой мировой войны во Франции главенствовали взгляды оборонительного направления. Французы построили линию Мажино и ряд других оборонительных рубежей. Они считали, что темпы наступления противника не будут превышать 8-12 км в сутки, что позволит французской армии измотать наступающего противника на оборонительных рубежах, а затем перейти в контрнаступление и нанести поражение врагу.

Разумеется, отсталая военная доктрина французской армии не могла направить конструкторскую мысль на решение [57] основных проблем танкостроения того времени. В связи с этим французские танки к началу второй мировой войны фактически были не способны участвовать в широко маневренных боевых действиях. Более того, и личный состав танковых войск оказался неподготовленным для действий в новых условиях.

Германии Версальским договором запрещалось производство танков и ведение исследовательских работ в этой области. Однако в обход ограничений Версальского договора Германия уже с 1928 года начала проводить широкие опытно-исследовательские поиски конструкций танков и их основных агрегатов. К 1932 году в Германии были созданы три образца средних и три образца легких танков. При их разработке немцы использовали достижения английского танкостроения, внеся, однако, в конструкцию значительные изменения.

Планируя нападение на Советский Союз, фашистская Германия готовила свои танки для преодоления больших пространств. Но фашисты просчитались. Оказалось, что главным было не пространство, а сила и могущество Красной Армии, непобедимость советского народа.

В 1934 году в Германии был принят на вооружение легкий танк T-I с пулеметным вооружением, который использовался в Испании. Боевая практика показала, что эти танки не всегда отвечали своему назначению. Началось конструирование новых боевых машин. Уже в конце 1936 года был принят на вооружение танк Т-II, а в 1937 году — T-III и T-IV с пулеметно-пушечным вооружением.

Общеизвестно, что доктриной фашистской Германии являлась теория "молниеносной" войны, в которой танки во взаимодействии с авиацией и авиадесантными войсками должны были быстро преодолеть большие пространства, парализовать неприятельскую армию и, проникая в глубь подвергшейся нападению страны, захватить ее жизненные центры раньше, чем будет организовано какое-либо серьезное сопротивление.

В соответствии с этой доктриной создавалось вооружение и готовилась армия. Делая ставку в войне на танки и авиацию, фашистская Германия создала быстроходные танки T-III и T-IV, которые имели маршевую скорость 55 км/час, пушку, три пулемета и 30-мм броню, защищавшую экипаж от ружейно-пулеметного огня, осколков мин [58] и снарядов. Однако они по многим показателям уступали советскому танку Т-34. По этой причине Германия уже в ходе войны против Советского Союза была вынуждена лихорадочно конструировать новые танки, потому что прежние, с которыми она начала войну, чаще всего терпели поражение при столкновении с нашими боевыми машинами.

Используя захваченные в ходе войны советские танки, и прежде всего Т-34 и KB, гитлеровцы к 1943 году создали новые танки "пантера", "тигр" и штурмовое орудие "фердинанд". Да, это были более совершенные боевые машины. Но все это делалось фашистской Германией в ходе войны, ее промышленность не была подготовлена к выпуску новых танков в больших количествах. Более того, образцы машин запускались в серийное производство с серьезными техническими недостатками. И хотя новые танки гитлеровцев обладали некоторым преимуществом, количество производимых машин резко сократилось, что, конечно, сказалось в ходе боев.

Опередив своих противников в оснащении армии необходимым вооружением, фашистская Германия начала вторую мировую войну, имея превосходство в авиации, а по сравнению с некоторыми государствами и в танках новейших образцов. В результате германская армия с первых дней войны наступала с темпами до 80 и более километров в сутки. В итоге предположения французских военачальников о возможности сдержать наступающего противника на подготовленных оборонительных рубежах рассыпались как карточный домик.

Забегая вперед, следует отметить, что немецко-фашистская армия упреждала французские войска в захвате оборонительных рубежей, а вести встречные сражения французская армия не умела. В конечном счете Франция и ее союзники, кроме Великобритании, капитулировали через 45 дней после начала наступления гитлеровцев. Англию спас Ла-Манш. Из сказанного видно, сколь важную роль играли танковые войска и авиация в наступательных операциях второй мировой войны.

Принципы широкого применения танков, авиации и воздушно-десантных войск в наступательных операциях с высокими темпами были взяты немецко-фашистской армией в определенной степени из теории и практики действий советских войск. Еще задолго до начала второй [59] мировой войны на учениях в Белорусском, Киевском и других военных округах взаимодействию танковых соединений с авиацией и воздушно-десантными войсками уделялось значительное внимание. Более того, у нас была полностью разработана теория проведения наступательных операций в высоких темпах и с решительными целями, что нашло широкое отражение в советской военной литературе.

Ряд оригинальных конструкций удалось создать Чехословакии. В период 1925-1929 годов был выпущен неплохой колесно-гусеничный танк с противопульной броней и 37-мм пушкой. Затем, используя опыт англичан, чехи построили несколько образцов легких танков. Наиболее удачным из них явился LT-35 ("Шкода"), выпущенный в 1935 году. Его боевой вес 10,5 т, вооружение — 37-мм пушка и два пулемета, броня — 25 мм. Этот тип машины после модернизации стал именоваться TNHPS и впоследствии, получив марку 38Т, был поставлен на вооружение гитлеровской армии. Таким образом, захват чехословацкой промышленности способствовал значительному усилению фашистской армии в войне против Советского Союза.

Соединенные Штаты Америки к концу первой мировой войны построили самое большое количество танков по сравнению с другими странами. Но поскольку в США существовало мнение, что танки могут использоваться в бою только для непосредственной поддержки пехоты, это нашло свое отражение и в строительстве американских вооруженных сил, в частности в отношении к бронетанковым войскам.

Работы по совершенствованию танков вменялись в обязанность начальника пехоты американской армии, в аппарате которого была создана танковая комиссия. Помимо этой организации в 1931 году в американской армии создается комиссия по механизации кавалерии, рассматривавшая легкие танки как основу будущих подвижных механизированных соединений.

До 1932 года в США было создано десять образцов танков для пехоты: семь легких и три средних, но на вооружение эти образцы не приняли вследствие невысоких боевых и технических качеств.

В целях механизации кавалерии начиная с 1931 года было построено несколько опытных быстроходных легких танков. Один из них в 1939 году был принят на вооружение [60] как кавалерийский танк Ml. На базе этого танка к лету 1940 года создается новая модель, получившая наименование МЗ. Танк МЗ имел вес 13 т, 37-мм пушку и 2- 4 пулемета, толщину брони до 38 мм, скорость хода до 60 км/час, экипаж 4 человека.

Свидетельством недооценки значения танков для ведения войны в новых условиях является следующий факт: если к концу первой мировой войны американская промышленность получила заказ на производство 8 тыс. танков, то в 1940 году, когда уже шла вторая мировая война, в танковом парке США насчитывалось всего 300 легких и 20 средних машин, которые по боевым и техническим показателям значительно отставали от лучших зарубежных образцов того времени.

Как известно, развитие событий заставило Америку создать свои бронетанковые войска. При этом, проектируя новые танки, американцы использовали опыт советского танкостроения, и прежде всего блестящую конструкцию легендарного танка Т-34. В ходе второй мировой войны США построили средний танк "Шерман", однако и он по многим показателям уступал советским танкам данного типа.

В Швеции, Японии и Италии перед второй мировой войной появились в небольшом количестве в основном легкие танки, не представлявшие научного интереса. Каких-либо глубоких исследований в области применения танков в этих странах не предпринималось.

Советские танки перед второй мировой войной

Период между первой и второй мировыми войнами характерен резким обострением противоречий империализма, утверждением в ряде стран фашистских режимов, военными конфликтами и локальными войнами. Все это предопределило гонку вооружений, рост военных расходов и численности армий, бурное развитие военной техники и прямую подготовку ко второй мировой войне. Во многих государствах началось перевооружение армий.

Вторая половина 30-х годов явилась наиболее сложным периодом. Провоцируя пограничные конфликты, империалисты пытались проверить стойкость и боеспособность Красной Армии. Нараставшая угроза войны потребовала увеличения численности Советских Вооруженных Сил, [61] расширения подготовки военных кадров, и особенно для новых родов войск, в том числе и танковых.

Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно заботились о повышении боевой готовности Советских Вооруженных Сил, особенно о вооружении. В данном случае хотелось бы остановиться на том, что предпринималось в стране, чтобы наши танки и танковые войска отвечали духу времени.

К этому периоду в результате принятых партией и правительством мер советские танковые войска из вспомогательного средства пехоты превратились в один из основных и мощных родов войск Красной Армии. Опытные учения и маневры 1930-1937 годов не только укрепили значимость танковых войск, но и создали условия для выработки научных оперативно-тактических взглядов по их применению на поле боя, совершенствованию организационных форм танковых и механизированных соединений. В результате в 1932 году в Красной Армии появились механизированные корпуса (на 5-6 лет раньше, чем в Германии и других странах). Осенью того же года и несколько позднее были развернуты 5, 7, 11 и 57-й особые механизированные корпуса. В августе 1938 года механизированные корпуса преобразуются в танковые.

Сложившаяся обстановка потребовала переключения некоторых заводов страны на производство вооружения, в котором нуждалась в то время Красная Армия. Как известно, до первой пятилетки СССР не имел ни автомобильной, ни тракторной промышленности. Однако успешное выполнение советским народом первой пятилетки создало условия для организации серийного производства бронированных боевых машин.

До начала Великой Отечественной войны танковый парк Красной Армии состоял главным образом из БТ и Т-26. Кроме того, в небольшом количестве имелись специальные танки — легкие, плавающие, огнеметные, тральщики и авиадесантные танкетки.

Следует отметить, что в тот период существовали различные предложения по строительству танков.

Представители кавалерии, например, считали, что, поскольку появилось эффективное автоматическое оружие и мощная авиация, есть смысл частично отказаться от конницы, заменив ее танкетками. Однако танкетка — это не лошадь, которая обеспечивает всаднику успех в бою. В результате таких взглядов к началу второй мировой войны Красная Армия имела большой парк танкеток, и, как известно, они себя не оправдали. Механическая замена одного рода войск другим не привела к желаемому результату. Вторая мировая война показала, что нужно было не заменять коня танкеткой, а в принципе пересмотреть роль и значение этих замечательных родов вооруженных сил — кавалерии и танковых войск.

Кстати сказать, автор данного труда, будучи убежденным танкистом, человеком, всего себя отдавшим танковым войскам, никогда не позволял ни себе, ни другим плохо отзываться о нашей замечательной коннице.

Итак, танкетка, созданная накануне Великой Отечественной войны, конечно, не могла заменить коня в кавалерии, не составила она и основу танковых войск.

Советские танки 30-х годов вполне соответствовали сложившимся к тому времени оперативно-тактическим взглядам на их боевое использование. Кроме того, они имели существенное превосходство над танками зарубежных армий. По сравнению с танками периода первой мировой войны они могли развивать более высокие скорости движения, в несколько раз увеличился запас хода, возросла надежность отдельных агрегатов и всей машины в целом. Внешний вид танка улучшился, он получил более совершенную форму, расширились его технические возможности при ведении боя.

Однако опыт гражданской войны в Испании, а также развитие противотанковой артиллерии потребовали повысить боевые качества танков: не только увеличить их маневренность, но также усилить броневую защиту и артиллерийское вооружение. Перед началом Великой Отечественной войны эта проблема была решена советскими учеными, инженерами, техниками, рабочими.

Танк Т-34 имел максимальную скорость 55 км/час, вес 28 т и экипаж 4 человека. Широкие гусеницы обеспечивали танку небольшое удельное давление и высокую проходимость на самой разнообразной местности. К началу Великой Отечественной войны и в первый ее период Т-34 имел 76-мм пушку и два пулемета. Это была перспективная боевая машина. Ее конструктивные данные позволили, например, без существенного увеличения первоначального веса повысить толщину брони в наиболее уязвимых местах, усилить мощь вооружения и внести другие [63] конструктивные изменения. Серийное производство этого прославленного танка второй мировой войны было начато в июне 1940 года.

Тяжелый танк КВ был принят на вооружение в декабре 1939 года. При весе 47,5 т танк имел 76-мм пушку и четыре пулемета. Толщина брони достигала 75 мм, скорость движения около 35 км/час. Экипаж состоял из пяти человек.

Однако эти танки начали поступать на вооружение нашей армии в основном только во второй половине 1940 года, и то в небольших количествах. Например, 5-я танковая дивизия, которой автору данной книги пришлось командовать в предвоенный период, к началу Великой Отечественной войны имела только 52 Т-34, а соседняя 2-я танковая дивизия — 30 КВ. Остальные танки, главным образом БТ и Т-26, имели сильно изношенные двигатели и ходовую часть. И это при том, что танковая дивизия того времени должна была иметь 375 танков, из них 63 КБ, 210 Т-34, 102 БТ и Т-26.

Советские танковые войска на защите Родины. В межвоенный период Красной Армии не раз пришлось защищать границы СССР. В ожесточенных боях проверялись правильность оперативно-тактических взглядов, целесообразность организационной структуры войск. На дальнейшее развитие советской военной теории, разработку способов и приемов боя, особенно в маневренных условиях, оказало существенное влияние техническое перевооружение Красной Армии.

Боевые действия подтвердили верность концепции о применении крупных танковых соединений для развития операции, хотя в нее были внесены некоторые поправки, сделанные на основе боевого опыта Испании.

Значительными военными событиями, в ходе которых прошли боевое испытание советские танковые войска, явились бои у озера Хасан в июле — августе 1938 года, на реке Халхин-Гол в 1939 году и советско-финляндская война 1939-1940 годов.

В эти годы советские танкисты на деле показали боевые возможности молодого развивающегося рода войск. И в какой бы трудной обстановке ни приходилось действовать, они всюду проявляли массовый героизм и бесстрашие, оставаясь верными и преданными сынами Отчизны, честно и до конца выполняя свой воинский долг. [64]

Никогда не забудут советские люди воинов Красной Армии, защищавших свою Родину.

Ранним утром 29 июля 1938 года одиннадцать наших пограничников заметили на склонах высот Заозерная и Безымянная, в 130 км юго-западнее Владивостока, около сотни японских самураев, нарушивших государственную границу. Завязался неравный бой. Вместе с подоспевшим подкреплением советские пограничники отбросили японцев за линию границы. Но вслед за этой вылазкой перешли в наступление главные силы противника. Более 20 тыс. японских солдат, поддержанных артиллерией и авиацией, вторглись на советскую территорию и захватили Безымянную и Заозерную.

Навстречу врагу были брошены две стрелковые дивизии, артиллерия, два отдельных танковых батальона и 2-я механизированная бригада, которой в то время командовал полковник А. П. Панфилов. Бригада, поднятая по тревоге, совершила более чем 100-километровый марш и, по существу, с ходу вступила в бой.

6 августа советские войска при активной поддержке авиации перешли в решительное наступление и разгромили японских самураев. На высотах Заоозерная и Безымянная снова развевалось советское Красное знамя. Вместе с пехотинцами и артиллеристами, проявляя мужество и героизм, атаковали врага и советские танкисты.

В районе Безымянной наступала танковая рота под командованием майора Алимова и комиссара роты старшего политрука Я. И. Ефимова. Подступы к высоте оказались заболоченными. По наступавшим танкам противник вел сильный огонь из противотанковых пушек. Вскоре загорелся командирский танк. Но рота не остановилась, ее повели на врага лейтенант В. П. Винокуров и старший политрук Ефимов, находившийся в танке Винокурова. Уничтожая противника, машины на большой скорости устремились в атаку. В то время основным средством связи являлась флажковая сигнализация. Сигнал "Делай, как я" и личный пример командира были наиболее распространенными способами управления атакующими танками.

Машина Винокурова первой достигла вершины высоты Безымянная, на которой еще находились японцы. Вражеское противотанковое орудие подбило советский танк. Храбрецы оказались в окружении. Японцы пытались взять экипаж в плен, но отважные танкисты упорно отбивались. Они 27 часов держались в подбитом танке, пока не подошло подкрепление. Экипаж уничтожил много вражеских солдат и своей беззаветной храбростью помог нашей пехоте при разгроме врага на высоте Безымянная.

В районе высоты Заозерная отличились танкисты старшего лейтенанта Сирченко. В этом бою отважные воины смело атаковали врага и смяли его проволочные заграждения. Противник, бросая оружие, стал отступать. Однако танк Сирченко был подбит, механик-водитель комсомолец Малахов погиб. Старший лейтенант Сирченко, будучи тяжело ранен, продолжал сражаться. Старшина Извеков и башенный стрелок Курасов, сняв с горящей машины пулемет и диски, вместе с подошедшей пехотой пошли на штурм Заозерной. Вскоре враг на высоте был разгромлен.

Самоотверженно дрался и экипаж под командой комсомольца Барабанова. Машина боевых друзей застряла в болоте, а японцы приближались. Создалось тяжелое положение. Тогда Барабанов выскочил из танка, уничтожил трех вражеских солдат и сбил пламя с катков, подожженных японцами. Спустя несколько минут мужественный экипаж вместе с другими воинами продолжал выполнять боевую задачу.

В районе озера Хасан враг потерпел жестокое поражение. Однако бои выявили недостаточно четкую организацию взаимодействия частей и подразделений родов войск. Боевые действия показали, что на такой труднопроходимой местности приобретает особое значение согласованность действий танков, пехоты и инженерных частей, мощное артиллерийское сопровождение атакующих войск.

У озера Хасан воины Красной Армии проучили японских захватчиков, отбросив их с советской территории. Но, очевидно, этого урока было недостаточно. В мае 1939 года японская армия вторглась в пределы дружественной Советскому Союзу Монгольской Народной Республики.

Боевые действия на реке Халхин-Гол начались в мае 1939 года. До августа советско-монгольские войска вели [66] преимущественно оборонительные действия. Одновременно шла ожесточенная борьба за господство в воздухе. Решающие события развернулись в августе 1939 года.

Важнейшую роль в операции по разгрому врага должны были играть танковые войска. Они составляли главную ударную силу фланговых групп, на которые возлагалась задача окружения противника. На других направлениях танки использовались для поддержки пехоты. В этой операции участвовали 2 танковые и 3 мотоброневые бригады, в которых имелось 498 танков и 346 бронемашин.

Учитывая опыт Хасана, при подготовке этой операции большое внимание уделялось артиллерийскому обеспечению наступления пехоты и танков, а также организации взаимодействия.

Наступление советско-монгольских войск началось утром 20 августа ударом 150 бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями, по переднему краю, артиллерийским позициям и ближайшим резервам японцев. Затем в течение 2 часов 45 минут проводилась артиллерийская подготовка. За 15 минут до атаки авиация нанесла повторный удар. Затем последовал огневой налет по переднему краю обороны противника.

В 9 часов началась атака по всему фронту. Преодолевая сопротивление противника, танковые части Южной и Северной групп к исходу 23 августа вышли в район горы Номон-Хан-Бурд-Обо и завершили окружение вражеской группировки, а стрелковые войска во взаимодействии с танковыми подразделениями расчленили ее на отдельные, изолированные друг от друга части.

В последующие дни войска 1-й армейской группы ликвидировали окруженную группировку противника, отражая одновременно попытки подходивших вражеских резервов деблокировать свои окруженные части.

К 31 августа ликвидация японских войск была завершена и территория Монгольской Народной Республики полностью очищена от захватчиков. Предпринятые японцами в начале сентября новые попытки нарушить монгольскую границу были отражены ударами наших наземных войск и авиации. В середине сентября 1939 года боевые действия были прекращены.

Своей победой Красная Армия обеспечила безопасность дальневосточных границ нашей Родины. [67]

Западнее реки Халхин-Гол на горе Баин Цаган, в том самом месте, где 11-я танковая бригада под командованием комбрига М. П. Яковлева окружила и вместе с пехотой наголову разбила основные силы двух японских дивизий, установлен монумент — советский танк, принимавший участие в этих боях. На монументе — надпись, сообщающая о подвигах танкистов.

А произошло следующее. В один из напряженных моментов боя наша пехота была остановлена сильным огнем противника. Тогда комбриг Яковлев лично повел бойцов в атаку вслед за танками. Враг был смят и уничтожен. Но вражеская пуля пронзила грудь бесстрашного командира-танкиста. Указом Президиума Верховного Совета СССР комбригу М. П. Яковлеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В этом же районе отважно сражались танкисты майора Г. М. Михайлова. Танки батальона мощной лавиной ринулись на позиции врага и, искусно маневрируя между песчаными барханами, огнем и гусеницами уничтожали разбегавшегося в панике противника. Отважный командир, будучи ранен, продолжал управлять батальоном до полного уничтожения сопротивлявшегося врага. За отличное выполнение боевой задачи и проявленные при этом [68] отвагу и мужество многие танкисты удостоились орденов и медалей, а их доблестному командиру майору Г. М. Михайлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Умело командовал танковой ротой старший лейтенант А. В. Кукин. Его танки во взаимодействии с пехотой окружили в барханах группу японских захватчиков. Чтобы уничтожить врага, командир выскочил из танка и, используя гранаты, пробился к бархану, указав экипажам цели. Окруженный противник был полностью уничтожен. Старший лейтенант А. В. Кукин удостоился звания Героя Советского Союза.

В августовских боях на реке Халхин-Гол отличились танкисты батальона, которым командовал капитан Г. Я. Борисенко. Участники тех событий помнят подвиги командира 1-го танкового батальона В. А. Копцова. Воевал он бесстрашно и умело, за что танкисты любили и уважали его. В одном из боев машина Копцова оказалась в котловане под огнем противника. У танка порвалась гусеница. Десять часов экипаж Копцова вел огонь из машины, не позволяя японцам подобраться к ней. Положение все более осложнялось: были израсходованы боеприпасы, вышел из строя пулемет. Экипаж под огнем врага устранил повреждение гусеницы. Но в этот момент подошел японский тягач и попытался увести машину в расположение своих войск. Когда тягач и советский танк оказались за пределами котлована, механик-водитель завел мотор и потянул за собой вражеский тягач. Так с трофеем Концов и прибыл в расположение своей части. За этот и другие подвиги В. А. Концов получил высокое звание Героя Советского Союза.

Отличился на Халхин-Голе политрук А. В. Котцов, комиссар танкового батальона. Участвуя в разведке, танк, в котором находился Котцов, вступил в бой с противником. В ожесточенной схватке были раздавлены четыре вражеских орудия, но при этом гусеница машины порвалась. Тогда Котцов занял место у орудия и вел огонь по врагу до тех пор, пока механик-водитель и башенный стрелок не устранили повреждение. После этого танк проутюжил несколько вражеских окопов, прицепил к своей машине японское орудие и с ним прибыл в расположение батальона.

Много было и других примеров мужественных, умелых и дерзких действий танкистов в боях в районе Халхин-Гола. [69] Храбро и самоотверженно сражались они в те годы, защищая свою Родину.

На реке Халхин-Гол войсками 1-й армейской группы была впервые в истории советского военного искусства осуществлена наступательная операция по окружению противника с применением современных технических средств борьбы. Решающую роль в этой поучительной операции сыграли танковые войска. Создание внешнего фронта окружения в ходе наступательной операции было новым явлением в оперативном искусстве.

Опыт показал, что наступательные операции с целью окружения противника требуют стремительных действий подвижных войск и падежного взаимодействия частей и соединений как между собой, так и с артиллерией, а также и с поддерживающей авиацией.

События на Халхин-Голе подтвердили возросшее значение авиации в современных наступательных операциях, особенно на окружение, когда танковые войска применяются для решения оперативных задач по охвату флангов крупной группировки противника. Итоги боевых действий на Халхин-Голе позволили сделать и другие заслуживающие [70] внимания выводы, что в целом способствовало совершенствованию советского военного искусства.

В конце 1939 года, когда уже шла вторая мировая война, империалистам удалось спровоцировать финских реакционеров на войну против СССР. Англия и Франция активно помогали финнам поставками оружия и намеревались послать в помощь им свои войска. Скрытую помощь финской реакции оказывал и германский фашизм.

Район боевых действий изобиловал большим количеством болот, озер, рек и лесов и являлся труднодоступным для ведения наступательных действий. К тому же зима 1939/40 года была исключительно суровой, морозы достигали 45-50°.

Основные события развернулись на Карельском перешейке на фронте протяженностью 100-110 км. Финны имели здесь сильную систему долговременных укреплений — линию Маннергейма. Она состояла из нескольких полос и позиций и являлась укрепленным районом. Общая глубина линии Маннергейма достигала 90 км и считалась непреодолимой. Более того, финны, используя пересеченную местность, широко применяли заграждения, фугасы и мины на дорогах, в населенных пунктах и на подступах к ним. На многих участках местности были построены противотанковые препятствия: гранитные надолбы, минированные завалы, глубокие противотанковые рвы, эскарпы, контрэскарпы и т. п.

Не имея боевого опыта по прорыву укрепленных районов, тем более в таких сложных условиях местности, наши войска в начале войны не смогли достичь поставленной цели. В дальнейшем была проведена всесторонняя подготовка прорыва, сосредоточены необходимые силы и средства, особенно тяжелая артиллерия, которая, по существу, и решила судьбу долговременных сооружений финской обороны.

Значительную роль в разгроме противника сыграл смелый маневр через Финский залив мотострелкового соединения, усиленного значительным количеством танков. Командовал дивизией опытный командир Ю. В. Новосельский. Автору данных строк командование фронта поручило возглавить переправу танков через Финский залив. Выход [71] дивизии в тыл группировке врага в районе Выборга имел большое значение.

Учиться действовать в столь сложных условиях пришлось в ходе войны. Так, Л. Л. Говоров, впоследствии Маршал Советского Союза, в перерывах между боями читал лекции о приемах и способах прорыва укрепленных районов. На одной из них присутствовал и автор книги и убедился еще раз, насколько организация боевых действий не отвечала обстановке. Казалось, что к маневренным действиям можно было перейти только после прорыва линии Маннергейма. Действительность опровергла эти взгляды. Стала очевидной возможность маневра войск до прорыва этой линии, что и было блестяще осуществлено советским военным командованием, организовавшим удар через Финский залив по льду. Летом, видимо, этот замысел можно было бы осуществить, используя Балтийский флот.

Одновременно с прорывом укрепленного района противника с целью быстрейшего овладения Выборгом по льду Финского залива были переброшены войска 10-го стрелкового корпуса с танками, а 28-й стрелковый корпус при поддержке частей Краснознаменного Балтийского флота в ночь на 4 марта успешно форсировал Выборгский залив и овладел плацдармом западнее Выборга.

В трехдневных боях эти корпуса расширили захваченный плацдарм, перерезали шоссейную дорогу Выборг — Хельсинки и создали реальную угрозу путям отхода выборгской группировки врага. Войска 7-й армии, преодолев линию Маннергейма, в ночь на 13 марта ударами с нескольких направлений овладели важнейшим узлом обороны противника — Выборгом.

Поражение финских войск в войне против СССР сорвало планы англо-французского вмешательства в советско-финляндскую войну. В марте 1940 года война между Финляндией и СССР закончилась подписанием в Москве мирного договора.

В трудных условиях приходилось действовать советским войскам, особенно танковым, в войне с Финляндией. Театр военных действий ограничивал возможности применения танков, сковывая их маневр; всевозможные противотанковые заграждения и препятствия затрудняли проведение решительных танковых атак. Значительное влияние на использование танков оказал и сильный мороз. [72]

Низкая температура особенно затрудняла использование Т-26, которые имели двигатели с воздушным охлаждением. Заглушив двигатель на несколько часов, танкисты не были уверены, что он заведется вновь. В результате экипажам приходилось принимать специальные меры обогрева. На ночь, например, под танком отрывали яму и всю ночь поддерживали небольшой костер, чтобы двигатель и механизмы не остывали. Но и в этих случаях перед запуском двигателя нередко приходилось подогревать масло. Пушки и пулеметы также требовали специального обслуживания и сохранения.

Но советских танкистов не останавливали трудности. Они с невиданным упорством выполняли боевые задачи и во взаимодействии с пехотой, артиллерией и саперными подразделениями преодолевали заграждения и уничтожали противостоящего противника.

В советско-финляндской войне широко применялись бронесани, которые прицеплялись к танкам и служили для перевозки пехоты к переднему краю.

Опыт показал, что даже в самых сложных метеорологических условиях и на труднодоступной местности танки могут использоваться не только для непосредственной, поддержки пехоты, но и с целью развития успеха в оперативной глубине, составляя основу армейских подвижных групп. Эта война дала пример применения мотострелкового соединения для обходного маневра, который был совершен по льду Финского залива с целью нанесения удара во фланг и тыл финнов, оборонявшихся в районе Выборга.

Боевые действия дали немало примеров массового героизма и отваги танкистов — славных сынов нашей Родины. Многие из них были награждены орденами и медалями, а наиболее отличившиеся получили высокое звание Героя Советского Союза.

Важнейшим итогом войны явилось обеспечение безопасности северо-западных границ нашей Родины. Согласно условиям мирного договора граница между СССР и Финляндией на Карельском перешейке и на побережье Ладожского озера была отодвинута на северо-запад.

Боевой опыт советско-финляндской войны вскрыл ряд слабых мест в боевой подготовке войск, а также недостатки некоторых видов боевой техники. Например, стало очевидным, что Красной Армии необходимы танки с более [73] толстой броней и хорошая противотанковая артиллерия. Были сделаны и другие заслуживающие внимания выводы, которые обогатили советское военное искусство.

Боевые действия Красной Армии в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол и в советско-финляндской войне, а также боевой опыт армий зарубежных государств в первый период второй мировой войны потребовали внести некоторые коррективы в советскую военную теорию и систему боевой подготовки войск. Практика показала, что высокие темпы и непрерывность наступления являются факторами, определяющими успех в современных операциях. Более того, отмечалось, что высокие темпы наступления могут быть достигнуты только при массированном применении танков во взаимодействии с авиацией и воздушными десантами.

Опыт также показал, что вооруженные силы должны готовиться как к маневренным действиям, так и к прорыву заранее подготовленных оборонительных полос, причем для прорыва современной обороны необходимы искусное управление войсками, специальная выучка соединений и частей, массированное использование артиллерии, танков, авиации и четкое их взаимодействие на поле боя. Тактический прорыв может быть развит в оперативный вводом в бой крупных подвижных соединений и высадкой воздушных десантов.

Было признано, что оборона должна быть глубокой, многополосной, противотанковой, противоартиллерийской и противосамолетной.

Эти выводы свидетельствовали о том, что советская военная теория в целом правильно определяла характер современных операций. Опыт 1938-1940 годов позволил начать перестройку всей системы боевой подготовки Вооруженных Сил. Так, в конце декабря 1940 года Главный Военный Совет провел Всеармейское совещание высшего командного состава, на котором были подведены итоги начатой перестройки и определены пути дальнейшего строительства Вооруженных Сил. На совещании всесторонне обсуждались вопросы теории советского военного искусства, взгляды на характер современных операций. Было выявлено несоответствие устаревших образцов танков, а также некоторых видов авиационной военной техники современным требованиям и принято решение о перевооружении армии. [74]

К сожалению, не было уделено должного внимания боевому опыту начавшейся второй мировой войны.

Предвоенные трудности. В середине 30-х годов в соответствии с теорией глубокой операции (достаточно передовой для того времени) предусматривалось использование танковых войск как при прорыве обороны противника, так и при развитии успеха в оперативной глубине. Развитие тактического успеха в оперативный осуществлялось вводом в прорыв механизированных корпусов. К сожалению, рядом лиц руководящего состава некоторые положения теории глубокой операции в 1937-1939 годах были взяты под сомнение. Вследствие неправильной оценки опыта боев в Испании в 1939 году были расформированы существовавшие с 1933 года механизированные корпуса. Скоро ошибочность этого шага стала очевидна, и поэтому в 1940 году началось формирование мехкорпусов с включением в них отдельных танковых бригад и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий. Эту огромную работу к началу Великой Отечественной войны завершить не удалось. В связи с этим не было возможности всесторонне отработать методы массирования танковых войск на решающих направлениях, организацию их взаимодействия с авиацией и воздушно-десантными войсками.

С каждым днем нарастала угроза военного нападения на СССР. Коммунистическая партия, предвидя возможность военной схватки с силами империализма, готовила страну и народ к обороне.

Учитывая складывающуюся обстановку, Центральный Комитет и Советское правительство потребовали от Наркоматов обороны и Военно-Морского Флота ускоренного проведения мероприятий по повышению боеспособности Вооруженных Сил.

Особенно большое внимание партия уделяла подготовке военных кадров. В предвоенные годы в связи с развертыванием армии создавались десятки училищ родов войск.

Громадный вклад в подготовку командного состава внесли военные академии. В высших военных учебных заведениях накануне войны было подготовлено много военных специалистов, которые в боях против немецко-фашистских захватчиков проявили замечательные командирские качества. Среди них воспитанники Военной академии имени М. В. Фрунзе дважды Герой Советского Союза [75] маршал бронетанковых войск П. С. Рыбалко, маршал бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, дважды Герой Советского Союза генерал армии Д. Д. Лелюшенко, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник танковых войск А. Г. Кравченко, Герои Советского Союза генерал-полковник танковых войск В. В. Бутков, генерал-лейтенанты танковых войск Н. Д. Веденеев, С. М. Кривошеий, генерал-полковник танковых войск М. Д. Соломатин и другие.

В Военной академии бронетанковых войск до начала Великой Отечественной войны получили военное образование дважды Герой Советского Союза генерал армии И. Д. Черняховский, генерал армии А. А. Епишев, Герой Советского Союза генерал армии А. Л. Гетман, генерал армии С. М. Штеменко, Герой Советского Союза маршал бронетанковых войск П. П. Полубояров, Герой Советского Союза генерал-полковник А. С. Бурдейный, генерал-полковник Н. А. Ломов, генерал-полковник танковых войск Г. С. Сидорович, генерал-лейтенант М. Д. Синенко и другие.

Улучшилась подготовка командного состава запаса. К началу Великой Отечественной войны страна располагала 19 военными академиями, 10 военными факультетами при гражданских высших учебных заведениях и 7 высшими военно-морскими училищами. И все же накануне нападения гитлеровской Германии на СССР укомплектовать в должной мере вновь развернутые соединения, особенно танковые войска, командным составом не удалось.

Дата публикации: 13-02-2013

Предыдущая страница | Страница 2 из 2

Категория: Военная литература » Ротмистров П.А. Время и танки

 

Тема: Ротмистров П.А. Время и танки

  Яндекс.Метрика