ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, стрельба, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Военная литература » Ротмистров П.А. Время и танки » Глава первая. История создания современных танковых войск


Глава первая. История создания современных танковых войск

Военная литература » Ротмистров П.А. Время и танки

В войнах прошлого подвижность и маневренность войск полностью зависела от физических возможностей человека и коня, а на востоке и слона. Однако и тогда совершались великие походы и завоевывались огромные территории. Степень мобильности армии отвечала духу времени. Например, Юлий Цезарь в целях достижения внезапности в течение семи дней прошел со своими легионерами до 200 км, а затем, не вступая в сражение, лишь одним маневрированием вынудил до 25 тыс. войск Помпея сдаться в плен.

В те далекие времена исход войн чаще всего решался одним сражением. Маневр войск обычно осуществлялся на лошадях. Чтобы легче было прокормить войско и лошадей, военные действия обычно велись в летний период, т. е. носили сезонный характер. Это обстоятельство замедляло достижение поставленных целей, и войны, как правило, длились по нескольку лет.

Расширение экономической базы вооруженных сил, создание массовых армий, оснащенных новой машинной боевой техникой, меняли условия ведения войн, потребовали новых способов вооруженной борьбы.

Конница как маневренная сила с появлением техники стала терять свое значение. Конь становится главным образом средством тяги, транспортным средством. Наряду с этим началось широкое использование в военных целях железных дорог.

Армия стала насыщаться более современной техникой, появились пулеметы, получило большое развитие инженерное дело, начала меняться и тактика боя. Примером [9] тому — первая мировая война и, безусловно, вторая мировая война 1939-1945 годов. В результате такие средства ведения маневренной войны, как конница, уже не отвечали новым условиям. Первая мировая война, как известно, началась как война маневренная, но, поскольку наступающая сторона не смогла преодолеть оборону, она очень скоро превратилась в позиционную. В конечном счете пути преодоления позиционной обороны были найдены, но далеко не сразу. Средством, которое вывело первую мировую войну из позиционного тупика, явился главным образом танк, который обладал высокой проходимостью, малой уязвимостью, неплохой маневренностью и достаточной огневой силой. Теперь пехота, наступая вслед за танками, получила возможность значительно быстрее продвигаться на поле боя. Танк, впервые примененный 15 сентября 1916 года в наступательной операции на реке Сомма, в последующем стал грозным оружием.

Появление танков в ходе первой мировой войны не было случайностью. В этом проявилась одна из важнейших закономерностей развития средств и способов вооруженной борьбы. Созданные в результате изменений условий ведения вооруженной борьбы и наличия необходимой промышленной базы, танки в свою очередь оказали большое влияние на характер и способы боевых действий.

Целую эпоху в военном искусстве составляет история советских танковых войск. Благодаря заботам Коммунистической партии и советского народа танковые соединения и части в настоящее время оснащены новейшей боевой техникой и вооружением. Пройдя более чем полувековой путь развития, они выросли в мощную силу и стали одним из важнейших родов войск Сухопутных войск.

Зарождение танковых войск

Появление бронированных боевых машин — закономерный результат прогрессивной военной мысли в век бурного развития техники.

Танк появился на полях сражений сравнительно недавно, во время первой мировой войны 1914-1918 годов, когда после непродолжительного маневренного периода началась позиционная война. Под воздействием сильного артиллерийского и пулеметного огня войска вынуждены [10] были глубоко зарываться в землю. Получило дальнейшей развитие фортификационное дело, и особенно инженерное оборудование местности. Стали создаваться сплошные траншеи не только на переднем крае, но и в глубине обороны, поле боя насыщалось многорядными проволочными, минными и другими заграждениями. Большое количество хорошо замаскированных и укрытых пулеметов в сочетании с ружейным и артиллерийским огнем представляли для атакующей пехоты труднопреодолимое препятствие. Попытки перехода в наступление ночью также вели к неудачам — наличие средств оптического наблюдения и осветительной техники почти полностью исключало возможность застать противника врасплох и прорвать его оборону.

Сосредоточение большого количества орудий на участках прорыва и проведение продолжительной артиллерийской подготовки с целью расчистить путь пехоте приводило к колоссальному расходу снарядов и к тому же часто не давало ожидаемых результатов. Но даже преодолев с большими потерями первую линию траншей, пехота, как правило, вынуждена была прекращать наступление, так как встречала сильный ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь противника в глубине его обороны. Кроме того, обороняющийся успевал подтягивать к участку прорыва резервы.

Переход к маневренным формам ведения войны и решение проблемы прорыва позиционного фронта воюющие стороны стремились осуществить еще в 1916 году. Однако ни англо-французам, ни немцам не удалось полностью прорвать позиционную оборону противника. Наступление немцев под Верденом и англо-французов на Сомме свелось к вдавливанию в позиции оборонявшейся стороны. В обоих случаях прорыв организовывался на одном узком участке при пассивных боевых действиях на остальном фронте. Более того, вследствие длительной артиллерийской подготовки на отдельном участке фронта терялся момент внезапности. Многомесячные попытки прорвать оборону на одних и тех же участках приводили к тому, что противник успевал не только перебрасывать на эти направления свои резервы, но и строить здесь новые мощные оборонительные сооружения, а следовательно, имел возможность наращивать тактическую глубину обороны. В связи с этим наступающие войска, продвинувшись [11] на несколько километров, а иногда и того меньше, вынуждены были снова организовывать прорыв тактической обороны. Все это приводило к кровопролитным боям и в конечном итоге прекращению наступательных действий. По ряду причин не изменило в то время положения и применение в 1916 году нового средства борьбы — танков.

Проблему прорыва позиционной обороны удалось в какой-то мере решить на Западе в 1917 году, когда были созданы и успешно применены в большом количестве не только танки, но и авиация. С точки зрения военного искусства наибольший интерес, конечно, представляет наступательная операция английских войск у Камбре, так как именно в этой операции при помощи танков и отчасти авиации, без артподготовки англичане за шесть часов завершили прорыв двух позиций оборонительной полосы немцев и достигли того, на что ранее затрачивались месяцы.

Новые средства вооруженной борьбы в сочетании с имевшейся до этого боевой техникой помогли вывести войну из позиционного тупика и обеспечили возможность успешно прорывать глубоко эшелонированную траншейную оборону в высоких темпах.

Подобно тому, как средневековые рыцари предохранялись от стрел и ударов сабель, мечей, пик и другого холодного оружия различного рода железными доспехами и кольчугами и имели в бою прикрывающий щит, в конце XIX — начале XX века возникает идея создания машины, которая прикрывала бы броней экипаж от ружейно-пулеметного огня и осколков снарядов и в то же время имела бы вооружение для поражения огнем противника. Эта идея воплотилась в бронированной гусеничной машине — танке, способном не только предохранять экипаж от ружейно-пулеметного огня, осколков снарядов, но и поражать своим огнем противостоящего противника, передвигаться вне дорог, преодолевать на поле боя проволочные заграждения, окопы и другие заграждения и естественные препятствия.

Танк явился новым видом боевой техники и средством борьбы машинного периода войны. Создать такую машину можно было только при высоком уровне развития науки, определенных технических возможностях и наличии [12] мощной промышленности, главным образом машиностроения.

Изобретение и постройка танка стали возможны при наличии двигателя внутреннего сгорания, гусеничного движителя, вооружения и брони, а также благодаря громадному, труду ученых, инженеров и техников многих стран, и прежде всего русских специалистов.

Первые русские танки. Идея создания боевой машины, сочетающей в себе вооружение, защиту воинов и подвижность, уходит своими корнями в глубокую древность. В исторических исследованиях есть описания боевых повозок, которые предназначались для защиты вооруженных воинов при атаке неприятельских войск.

Боевые повозки по идее близки к машине, которую теперь называют танком. Но танк возник на другой основе и в другую эпоху — в эпоху машинного периода войны, механического двигателя, брони и огнестрельного оружия.

Изобретение танка опирается на современную технику, и в первую очередь автомобили и тракторы, являющиеся ближайшими предшественниками танка. Не случайно изобретатели пытались на их базе создать боевую машину, защищенную броней. Известно много проектов, но осуществить их не удалось из-за слабой технической базы. Только после изобретения двигателя внутреннего сгорания и гусеничного движителя появилась возможность реализовать эти проекты, а первая мировая война явилась мощным толчком к созданию танка.

Таким образом, хотя идея бронированной боевой машины и не нова в военном деле и была известна еще в древности, танк все же является детищем эпохи современной техники и современного военного искусства; — и только с этих позиций имеет смысл рассматривать создание, развитие и совершенствование танков и способы их применения.

Могла ли Россия в первой мировой войне иметь свои танки?

Еще задолго до войны русские изобретатели опережали иностранных специалистов в области создания некоторых узлов и механизмов танка, а также и конструкции танка в целом.

Уже в 1887 году русский изобретатель Ягодзинский построил и испытал мощный бензиновый двигатель внутреннего [13] сгорания с электрическим зажиганием рабочей смеси. Несколько позже в России были сконструированы и испытаны другие типы двигателей внутреннего сгорания.

За границей же первый двигатель с воспламенением горючей смеси от сжатия был построен в Германии в 1897 году по предложению известного немецкого изобретателя Р. Дизеля. В России подобного типа двигатель был сконструирован в 1899 году.

Русские изобретатели работали также над созданием и усовершенствованием гусеничного движителя. Еще в 1837 году штабс-капитан Д. Загряжский разработал конструкцию металлической гусеницы, опорных катков и механизм для регулировки натяжения гусеницы. В 1888 году талантливый русский изобретатель Ф. А. Блинов построил первый в мире гусеничный трактор с металлическими гусеницами. В том же году трактор подобного типа изобрел и американец Беттер.

К началу XX века ученые различных стран разработали образцы артиллерийского и пулеметного вооружения, которые затем были приспособлены для установки в танк. В России, например, в 1877 году талантливый русский артиллерист В. С. Барановский представил для испытаний первый образец сконструированной им скорострельной 2,5-дюймовой пушки. Несколько позже новейшие по тому времени 3-дюймовые пушки обр. 1902 года освоил Путиловский завод.

Для создания танка кроме двигателя внутреннего сгорания, ходовой части и вооружения необходимо было иметь налаженное производство брони. В конце XIX века броня в основном применялась в военно-морском флоте, в частности при строительстве броненосцев, однако для танков необходима была более легкая и прочная стальная броня. Вскоре и эту задачу удалось решить. Метод производства необходимой стали был разработан русскими учеными-металлургами Н. П. Аносовым и Д. К. Черновым.

В 1893 году русский ученый инженер А. А. Ржешотарский изготовил на Обуховском заводе 10-дюймовую судовую броню из никелевой стали для строившихся русских броненосцев. В 1898 году на Ижорском заводе было организовано производство цементированной хромоникелевой брони. К началу первой мировой войны замечательные [14] русские мастера научились производить вполне надежную противопульную броню, которая стала широко применяться при конструировании бронированных автомобилей. Создание последних было вызвано той же необходимостью, что и танков. Бронеавтомобиль, по существу, явился наиболее близким прообразом танка. Однако бронеавтомобиль был привязан к дорогам. Поэтому конструкторы начали искать пути создания боевой машины, способной действовать на пересеченной местности, непосредственно на поле боя.

Наличие отработанного и примененного на практике гусеничного хода, обладающего несомненными преимуществами перед колесным при движении по бездорожью, натолкнуло многих изобретателей на мысль использовать его для боевой машины. Одним из первых создателей проекта боевой гусеничной машины, впоследствии названной танком, является инженер В. Д. Менделеев — младший сын знаменитого русского ученого Д. И. Менделеева. По его проекту танк должен был весить около 170 т, иметь 120-мм пушку, пулемет и броню до 150 мм. Это был смелый по тому времени проект, который по некоторым показателям приближается к современным танкам. Конечно, слишком большой вес потребовал бы установки очень мощного двигателя, а сам танк обладал бы незначительной проходимостью. Вместе с тем идея создания такой мощной машины вполне заслуживала внимания. Однако в России из-за слабо развитой промышленности такой танк построить не удалось.

В 1914 году, вскоре после начала первой мировой войны, русский изобретатель А. А. Пороховщиков представил проект гусеничной бронированной машины, названной им вездеходом. Эта машина была построена в Риге и испытана 18 мая 1915 года. Вездеход во время испытаний легко шел по глубокому песку со скоростью около 25 верст в час. Все выбоины и неровности на пути машина преодолевала легко, не снижая скорости. Правда, она испытывалась без вооружения. Однако в последующем на вездеход предполагалось поставить вращающуюся башню с пулеметом.

Таким образом, построенная А. А. Пороховщиковым машина имела все основные элементы современного танка и при испытаниях показала хорошие качества. Однако работы по улучшению опытного образца были прекращены. [15] Высшие военные круги царской России не смогли по достоинству оценить значение бронированных вездеходных машин. Причиной тому были недальновидность и косность военного руководства, экономическая отсталость и зависимость промышленности России от Запада, а самое главное, преклонение правящих кругов перед иностранной техникой и неверие в творческие силы русского народа.

Преимущество гусеничного хода было оценено не сразу. Многие конструкторы за границей и в России в качестве движителя танков по-прежнему пытались использовать колесный ход, причем количество колес было различным. Конструировались и испытывались танки с четырьмя, шестью и даже двенадцатью колесами. В России в 1915 году конструктором П.П. Лебеденко была построена трехколесная машина весьма оригинальной конструкции. В создании этого своеобразного танка участвовали известные русские ученые Н.Е. Жуковский и Б.С. Стечкин. Танк имел два двигателя, весил 49 т. и, по расчетам, должен был передвигаться со скоростью 4 км/час. Он, конечно, мало чем напоминал современный танк, однако создание такой машины окончательно предопределило дальнейшие пути строительства танков с использованием гусеничного движителя.

Теперь трудно, конечно, объяснить, почему в период первой мировой войны Россия не имела отечественных танков. Возможно, сказалось преклонение перед Западом, и особенно Германией, во взглядах на формы и способы ведения войны.

Германия, как известно, не придавала значения роли танков в войне и поэтому не уделяла какого-либо внимания их строительству в период первой мировой войны. В отличие от других великих держав — России, Франции и Англии, которые занимались танковой проблемой перед первой мировой войной, — Германия даже и попыток не делала в этой области. Во время войны она, видимо, больше полагалась на свои гаубицы и хорошо вымуштрованную пехоту и пренебрегла появлением на поле боя такого грозного оружия, каким оказались танки.

Танки первой мировой войны. За рубежом первыми создали танк англичане. За время войны они выпустили несколько моделей под разными названиями. Первым образцом танков был "Большой Вилли". Танк имел броню 5-10 мм, вооружение различное — 2 пушки калибра 57 мм и 4 или 6 пулеметов, скорость движения 6 км/час, экипаж 8 человек, вес 28 т.

Впервые 49 английских танков участвовали в боевых действиях на реке Сомма 15 сентября 1916 года.

Во французской армии первый танк появился в сентябре 1916 года. В бою французские танки участвовали впервые 15 апреля 1917 года.

Бой на Сомме и несколько последующих операций с участием английских и французских танков не привели к желаемым результатам, Танков не хватало, они были технически ненадежны, зачастую применялись на местности, мало подходящей для боевых действий, что еще больше сказывалось на результатах их применения. Например, из 49 танков, участвовавших в сражении на Сомме, на исходные позиции прибыли лишь 32, остальные остановились на маршрутах движения главным образом вследствие технических неисправностей. В атаке же участвовало всего 18 танков, потому что 5 застряли в болоте, а у 9 испортились механизмы. Естественно, такое количество танков не смогло сколько-нибудь существенно повлиять на обстановку, но было признано, что теперь пулеметный огонь и проволочные заграждения уже не являлись непреодолимым препятствием для наступающей пехоты, действующей совместно с танками. Задача состояла в том, чтобы непрерывно совершенствовать их боевые качества и правильно применять на поле боя.

Из всех боев первой мировой войны с применением танков наибольшее значение имели сражения при Суассоне (весна 1917 года), Камбре (ноябрь 1917 года) и Амьене (август 1918 года), в которых участвовало одновременно от 200 до 600 танков.

Эти сражения показали, что танки при массированном применении их на танкодоступной местности могут прорвать позиционный фронт и создать условия для превращения тактического успеха в оперативный.

После боевых испытаний танков на Сомме и в других сражениях англичане приступили к их усовершенствованию.

В 1917 году они выпустили новую модель танка — M-IV с броней 12 мм, все остальные показатели остались прежние. Кроме того, в том же году англичане создали танк под названием "Уипетт", который имел броню [18] 14 мм, 3 пулемета, скорость движения 13,5 км/час, экипаж 3 человека, вес 14 т.

В 1918 году англичане еще раз улучшили первую модель, доведя толщину брони до 15 мм, скорость движения до 7,5 км/час, вес танка до 29,5 т, сохранив при этом все остальные показатели.

Английские танки периода первой мировой войны технически были несовершенны, имели ромбовидную форму без вращающейся башни с внешним обводом гусениц и неподрессоренным корпусом. И только позднее англичане переходят к изготовлению танков новой формы с подрессоренным корпусом и вращающейся башней.

Во Франции танки появились примерно через год после английских. Первый французский танк под названием "Шнейдер" выпуска 1916 года имел броню 11 мм, пушку калибра 75 мм и 2 пулемета, скорость движения 4 км/час, экипаж 6 человек, вес 13,5 т.

В том же году французы создали вторую модель танка под названием "Сен-Шамоп". Этот танк имел броню 11 мм, пушку калибра 75 мм и 4 пулемета, скорость движения 8 км/час, экипаж 9 человек, вес 24 т.

Французские конструкторы, видимо, учли технические недостатки английских танков. Внешне французские машины "Шнейдер" и "Сен-Шамон" значительно отличались от своих английских собратьев. Гусеницы их шли не поверх корпуса, а сбоку, были применены рессоры — корпус танка подвешивался на спиральных пружинах. При такой конструкции удары при движении машины смягчались, танк мог развивать более высокую скорость, а экипажу обеспечивались лучшие условия для работы.

Французы более энергично, чем англичане, совершенствовали и развивали свою танковую технику. В начале 1918 года им уже удалось создать новую модель — "Рено". Это был легкий танк, более совершенный в сравнении с английскими и ранее выпущенными французскими танками. "Рено" имел броню 16 мм, пушку калибра 37 мм и пулемет, скорость движения 9 км/час, экипаж 2 человека, вес 6,5 т.

Конструктор Луи Рено, именем которого и был назван новый французский танк, внес много технических усовершенствований, благодаря чему боевая машина стала более маневренной. Впервые на танке была установлена вращающаяся башня с вооружением, что позволяло вести огонь в любом направлении, а не только в направлении движения танка, как это было прежде. Кроме того, конструктор внес ряд других технических усовершенствований, многие из которых сохранились и в современных танках. Однако для внедрения этой машины в войска потребовалось продолжительное время.

Соединенные Штаты Америки приступили к производству танков в 1917 году. Используя свой отечественный двигатель, американцы воспроизвели модели английских и французских танков, в основном копируя M-V и "Рено". В 1918 году в США были выпущены танки, построенные фирмами "Холт" и "Дженерал электрик". Начал производить танки и Форд.

Конструкция машин не представляла чего либо нового. Одна из них напоминала бронированный трактор "Холт", а в машине Форда сохранялись основные черты "Рено". Американские танки в боевых действиях первой мировой войны не участвовали.

Германия слишком поздно поняла роль танков в военных действиях, вначале не придав им серьезного значения. Германская разведка еще до появления английских танков на Сомме знала, что англичане строят какие-то новые военные машины, но даже сражение на Сомме не произвело на немецкое командование большого впечатления, так как англичане в этой операции не добились больших успехов, хотя это сражение показало всему миру, что родилось повое грозное оружие современной войны.

"Танки — это пеленая фантазия и шарлатанство,

- писала одна немецкая газета того времени. —

Машины-чудовища только на короткое время поражают солдат, но вскоре здоровая душа доброго немца успокаивается, и он с легкостью борется с глупой машиной".

Первый немецкий танк был показан ставке в Майпце лишь в мае 1917 года, но вследствие ряда недостатков на вооружение его не приняли. Только в 1918 году немецкая армия получила первый отечественный танк марки A-7-V. Германский танк резко отличался от английских и французских. Он имел броню 15 -30 мм, пушку калибра 57 мм и 6 пулеметов, скорость 13 км/час, экипаж 7 человек, вес 33 т. К этому времени германское командование оцепило силу и значение танков в бою, исчезли хвастливые заявления о "глупых машинах" и т. п. Немцы лихорадочно начали строить танки разных конструкций, [20] однако без научного анализа и учета условий их применения.

В начале 1918 года в Германии был создан еще один танк — марки А-7-VV, который имел броню до 45 мм и вес 44 т. От предшественника он отличался некоторыми конструктивными изменениями. В этот же период появился танк марки "К", который имел броню 30 мм, почти такое же вооружение, как и в предыдущих машинах, и вес 150 т. Этот танк немцы назвали "К", т. е. "Колоссаль". В Германии построили всего два таких танка, в боях они не участвовали и были уничтожены согласно Версальскому договору. В том же 1918 году немцы создали две модели легких танков весом 9 т, с легким бронированием. Это, конечно, была уже танковая лихорадка, а не строительство боевых машин.

Появившись на поле боя в середине 1916 года, танки до конца войны претерпели ряд конструктивных изменений: скорость движения увеличилась до 12 — 13 км/час, а запас хода до 150 км. Повысились маневренные возможности танка и улучшились условия работы экипажа. К концу войны в войсках Антанты насчитывалось свыше 8 тыс. танков, а в 1919 году планировалось построить более 20 тыс.

Следует отметить, что, хотя танки до конца первой мировой войны и оставались только тактическим средством, т. е. действовали с пехотой лишь в пределах тактической глубины обороны, тем не менее они помогли войскам Антанты победить германскую армию и ее союзников.

Уже эта война дала ряд примеров успешного применения танков во взаимодействии с пехотой при прорыве тактической обороны. Но развить с их помощью тактический успех в оперативный в то время не удавалось. Ни одна операция с применением танков не заканчивалась достижением оперативного прорыва.

В ходе первой мировой войны танки оказали определенное влияние на развитие тактики, особенно в вопросах достижения внезапности атаки; ширина фронта наступления пехотных частей и соединений увеличилась в 1,5 — 2 раза. Например, в операциях 1916 — 1917 годов при наступлении [21] без танков пехотная дивизия получала полосу шириной 1,5-2 км, а усиленная танками, действовала в полосе до 3-4 км.

Наличие танков способствовало дальнейшему совершенствованию и развитию боевых порядков пехоты, потребовало более четкой организации взаимодействия пехоты, танков и других родов войск; усложнилась как организация, так и ведение боя. Все это оказывало влияние и на оборону. В этих новых условиях она должна была строиться и как противотанковая.

Массированное применение танков создавало реальные предпосылки для организации и осуществления боевых операций на большую глубину. Однако слабо разработанная теория организации и боевого применения танковых войск, а также малый опыт их использования не позволили решить эту проблему в годы первой мировой войны.

Создание и развитие советских танковых войск

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России открыла новую эру в истории человечества. Революция прорвала единый фронт империализма и положила начало крушению мировой капиталистической системы. Опасаясь, что создание Советского государства послужит примером для трудящихся других стран, империалисты наиболее крупных держав совместно с силами русской контрреволюции развернули открытую вооруженную борьбу против молодой Советской республики, стремясь свергнуть народную власть и восстановить в России капиталистический строй. Началась иностранная военная интервенция и гражданская война. Советская республика оказалась в кольце фронтов.

В. И. Ленин говорил, что

"гражданская война есть наиболее острая форма классовой борьбы, когда ряд столкновений и битв экономических и политических, повторяясь, накапливаясь, расширяясь, заостряясь, доходит до превращения этих столкновений в борьбу с оружием в руках одного класса против другого класса"{2}. [22]

Вооруженная борьба носила решительный характер. Обе стороны применяли наиболее активные формы ведения войны, стремясь к полному разгрому противника, что в свою очередь определяло высокую маневренность действий войск. Необходимость в широком маневре диктовалась также и тем, что военные действия развернулись на обширной территории при сравнительно ограниченном количестве сил, которыми располагали борющиеся стороны.

На формы и способы ведения вооруженной борьбы оказывало влияние и то обстоятельство, что организация и строительство Вооруженных Сил Советской республики осуществлялись в ходе войны. Белогвардейцы же формировали свои вооруженные силы под прикрытием иностранных интервентов, вторгшихся на территорию России, и при их всесторонней помощи. Кроме того, контрреволюция опиралась на кадровых офицеров бывшей царской армии. В лагере контрреволюции оказалась также значительная часть казачества, которое имело хорошую военную подготовку и постоянно действующее военно-административное устройство. Однако у контрреволюции был весьма непрочный тыл.

Коммунистическая партия, руководимая В. И. Лениным, подняла весь советский народ на защиту завоеваний Октября. В короткий срок была создана Красная Армия, которая, несмотря на разруху в стране, оснащалась необходимым вооружением, в том числе бронеавтомобилями, бронепоездами, а затем и танками.

По указанию Советского правительства в 1918 году началось создание броневых автомобильных отрядов. 31 января 1918 года приказом Народного комиссариата по военным делам был образован первый центральный орган управления всеми броневыми частями Советской республики, сокращенно названный Центробронь. Усилиями партии и правительства в течение 1918 года Красную Армию удалось значительно укрепить и оснастить, в том число и броневыми частями. Уже к октябрю 1918 года армия имела на вооружении 23 бронепоезда и 37 броневых отрядов, в которых насчитывалось 150 броневых автомобилей, а в 1920 году было сформировано 52 бронеотряда и 103 бронепоезда.

Броневой автомобильный отряд обычно имел четыре бронеавтомобиля, из них три пулеметных и один пушечный, два-три мотоцикла, четыре автомашины и ремонтные [23] средства. В отряде насчитывалось до ста человек. Первые броневые отряды предназначались для усиления кавалерийских полков и дивизий. В сентябре — октябре 1918 года при обороне Царицына несколько таких отрядов впервые были объединены в отдельную броневую колонну. Этим наметилась линия на самостоятельное применение броневых частей.

Бронеотряды и бронепоезда, явившись предшественниками танковых войск, сыграли важную роль в борьбе против иностранной военной интервенции и в гражданской войне 1918-1920 годов. Бронепоезда и бронеавтомобили успешно применялись на всех фронтах гражданской войны. Наличие броневых частей не только усиливало мощь стрелковых и кавалерийских соединений, но и положительно влияло на их моральное состояние.

Много сил в производство и ремонт бронепоездов и бронемашин вложили рабочие Сормовского, Пермского, Путиловского и Ижорского заводов. Кроме того, бронирование паровозов и платформ осуществлялось на фронтах силами железнодорожников и красноармейцев, которые проявляли при этом удивительную находчивость. Однако одних бронепоездов и бронеавтомобилей было недостаточно для борьбы с полчищами интервентов, вооруженных самым современным по тому времени вооружением и техникой, в том числе и танками. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство приняли решение о создании своих танковых подразделений и частей. В связи с этим в конце 1919 года было организовано отечественное производство танков. В. И. Ленин лично поставил задачу машиностроителям в кратчайший срок приступить к постройке советских танков. Это была трудная задача, которую пришлось решать в пору нехватки сырья и материалов. Но Ленин, партия верили, что рабочие преодолеют все трудности.

В те времена Сормовский завод считался одним из самых мощных предприятий отечественной промышленности. В конце 1919 года на заводе "Красное Сормово" были разработаны чертежи и технология производства бронированных машин. Танки строились при участии заводов АМО (ныне автомобильный завод имени Лихачева) и Ижорского. Завод АМО изготовлял для танков двигатели, а Ижорский завод выпускал броневые листы. [24]

Владимир Ильич Ленин лично интересовался ходом производства первых советских танков. О состоянии работ ему докладывал Совет военной промышленности. Конструкторам и промышленности пришлось преодолеть много трудностей при постройке первого отечественного танка: не хватало опыта изготовления сложных боевых машин и необходимого специального оборудования. Однако, несмотря на это, через семь месяцев — 31 августа 1920 года — первый советский танк вышел из ворот завода. Он был назван "Борец за свободу тов. Ленин". Организация производства танков в такой короткий срок была крупнейшим достижением. Трудовой подвиг завода "Красное Сормово" в труднейших условиях гражданской войны положил начало отечественному танкостроению. Вслед за первым танком было построено еще 14 однотипных, а один трофейный легкий танк был капитально отремонтирован и переоборудован. По своим качествам сормовские легкие танки не уступали лучшим иностранным образцам того же типа, а по некоторым конструктивным особенностям и превосходили их. Так, [25] например, на советских машинах было установлено пушечно-пулеметное вооружение — 37-мм пушка и пулемет, а на иностранных такое вооружение появилось только в 1926-1930 годах.

Проекты танков разрабатывались и в других конструкторских бюро. В 1920 году был проведен конкурс, на котором первой премии удостоился проект плавающего танка, вооруженного 76-мм пушкой. Второй конкурс состоялся в 1922 году. На нем было рассмотрено семь проектов советских танков различных типов.

Таким образом, Советское государство в условиях разрухи, голода, тяжелой гражданской войны создало танки, о которых не могла и мечтать царская Россия.

Для укомплектования первых танковых частей Красной Армии использовались и трофейные танки, захваченные у интервентов в различное время. Так, весной 1919 года под Одессой у французов были отбиты малые танки типа "Рено", а на Украине захвачены английские большие танки типа "Рикардо". Одну из захваченных машин бойцы 2-й Украинской советской армии прислали в Москву в подарок В. И. Ленину. Танк демонстрировался на Красной площади в день 1 Мая.

Осенью 1919 года два десятка больших английских танков были отбиты у деникинцев. Большие и малые танки интервентов оказались в числе трофеев при разгроме Юденича и белогвардейщины на севере России. В декабре 1919 года и в январе 1920 года войска Южного фронта захватили большое количество танков при освобождении Ростова-на-Дону, несколько машин различных типов было отбито у Врангеля и белополяков.

Таким образом, в 1920 году сложились условия, позволившие приступить к формированию танковых отрядов.

Первый штат танкового отряда был утвержден приказом Реввоенсовета 28 мая 1920 года. В отряд включались три танка, несколько автомашин, мотоциклы и железнодорожный состав. Наличие подвижного состава позволяло быстрее и без затрат моторесурсов выдвигать танки на нужное направление. Кроме того, учитывались и технические возможности танков, которые не могли еще совершать длительных маршей.

В наступлении танки использовались только для непосредственной поддержки пехоты. Атака проводилась [26] обычно под прикрытием артиллерийского огня или бронепоездов. Впервые танки Красной Армии участвовали в бою 4 июля 1920 года у станции Зябки, в районе города Полоцк. При поддержке огня бронепоезда и артиллерии они совместно с пехотой прорвали оборону врага. Удар танков и пехоты был развит конницей и бронеавтомобилями, которые обеспечили преследование отступавших в панике войск противника.

Танки применялись и при освобождении столицы Грузии Тифлиса 25 февраля 1921 года. Этот бой также отличался хорошо организованным взаимодействием танков с пехотой и бронепоездами. Как и в бою под Полоцком, бронепоезда отвлекали на себя артиллерийский огонь противника, тем самым помогая танкам успешнее выполнить боевую задачу.

По сравнению с первой мировой войной тактика Красной Армии во время гражданской войны была насыщена смелыми и решительными действиями. Стремительные и лихие кавалерийские атаки красной конницы, использование бронепоездов и других средств поддержки придавали войне маневренный характер. В результате активные наступательные действия Красной Армии не позволили противнику перейти к позиционным формам борьбы. Широко применялся не только маневр, но и, в частности, фланговые удары, а при прорыве фронта обороны противника — сосредоточенные удары.

Опыт использования в годы гражданской войны бронесил, в частности танков, был всесторонне исследован. Советское военное искусство в основном дало верную оценку новому роду войск и сделало все возможное для его дальнейшего совершенствования. Уже в сентябре 1920 года была выпущена инструкция по применению танков, в которой предусматривалось их использование для прорыва укрепленных позиций противника, уничтожения проволочных и других видов заграждений, огневой поддержки своих войск, уничтожения связи и сообщений в тылу противника, захвата и удержания укрепленных пунктов до подхода своих войск и др. В атаку танки должны были идти при поддержке огня артиллерии. Основным их назначением являлась непосредственная поддержка пехоты. Предусматривалось использование бронированных машин в обороне, а также для нанесения контратак. Несовершенство танков того времени, [27] прежде всего недостаточная скорость и малый запас хода, исключало возможность их использования для развития успеха. Инструкция свидетельствует о том, что уже тогда советская военная мысль предвидела роль и значение бронесил — предшественников современных танковых войск.

Значительный вклад в создание советских танковых войск внесли работники управлений и ведомств, возглавивших становление броневых сил республики, Л. Е. Земеринг, Г. С. Котовский, Г. В. Един, М. С. Огоньян и многие другие.

Конница в гражданской войне

Первая мировая война в целом была позиционной, хотя на некоторых ее этапах и носила маневренный характер. Наряду с появлением танков в этой войне мощным толчком в разработке маневренных способов борьбы явилась гражданская война в России, где широко применялась конница. Именно конница, получившая широкое применение в гражданской войне, послужила основой для создания теории маневренных боевых действий. Крупные кавалерийские соединения, особенно 1-я Конная армия, решали важнейшую задачу превращения тактического успеха в оперативный.

Гражданская война носила ожесточенный характер, враги всех мастей стремились задушить молодую Советскую республику. Особенно тяжелым был 1919 год. Красной Армии пришлось отражать удары на многих фронтах. В кровопролитных боях выдающуюся роль сыграла паша красная конница, особенно в Орловско-Кромской операции 10-26 октября и Воронежско-Касторненской операции, которая началась 9 октября и закончилась 15 ноября 1919 года.

Войска Южного фронта ударами с нескольких направлений 20 октября освободили Орел. Отдавая должное всем войскам, особенно 13-й и 14-й армиям, необходимо подчеркнуть выдающуюся роль конной группы В. М. Примакова, которая, войдя в прорыв, стремительно развивала наступление и в течение первого дня продвинулась в оперативную глубину на 60 км. Оказавшись в глубоком тылу врага, конная группа, несмотря на тяжелую обстановку, утром 4 ноября нанесла внезапный удар по станции [28] Поныри и заняла ее, днем позже захватила Фатеж и полностью уничтожила вражеский гарнизон. Смелый рейд красной кавалерии нарушил управление белогвардейских войск, дезорганизовал работу тыла и прервал движение на железнодорожном участке Курск — Орел. Все это ускорило отступление деникинцев с занимаемых позиций и содействовало успешному наступлению наших войск.

Велика роль красной конницы и в Воронежско-Касторненской операции. Основная задача в этой операции возлагалась на 1-й Конный корпус С.М. Буденного. В результате была разгромлена крупнейшая группировка Добровольческой армии Деникина, в частности его ударная сила — конные корпуса генералов Шкуро и Мамонтова. В ходе преследования противника, который отходил на Касторную, С. М. Буденный проявил исключительную смелость и отвагу, как зрелый военачальник, все учел и нанес внезапный удар именно в стык конных корпусов Шкуро и Мамонтова, чего они никак не ожидали. Красная конница обратила их в бегство и овладела Касторной.

Конный корпус С.М. Буденного в ходе этой операции с боями преодолел более 200 км, добился больших успехов и на практике показал, как важно иметь в условиях маневренной войны подвижные войска.

Успехи Красной Армии в этот период В. И. Ленин оценивал так:

"Победа под Орлом и Воронежем, где преследование неприятеля продолжается, показала, что и здесь, как и под Петроградом, перелом наступил. Но нам надо, чтобы наше наступление из мелкого и частичного было превращено в массовое, огромное, доводящее победу до конца"{3}

Эта победа создала Южному фронту благоприятные условия для нанесения последующего глубокого удара с целью отсечения Добровольческой армии от Донской и вынудила белогвардейское командование отдать приказ об отступлении в южном направлении.

Воронежско-Касторненская и Орловско-Кромская операции обогатили советское военное искусство поучительными примерами использования крупных кавалерийских соединений при решении оперативных задач. Боевой опыт [29] по вводу конной группы в прорыв и осуществлению рейда по глубоким тылам противника нашел в последующих операциях гражданской войны, а также и в Великой Отечественной войне весьма широкое развитие.

Более того, этот опыт явился одной из причин формирования конной армии. 17 ноября 1919 года постановлением Реввоенсовета Республики создается 1-я Конная армия, ядром которой стал 1-й Конный корпус. Командующим был назначен С. М. Буденный, членами Реввоенсовета К. Е. Ворошилов и Е. А. Щаденко.

В эту армию кроме кавалерийских соединений и частей включались и стрелковые дивизии, но все же это была конная армия — высокоманевренное объединение, оснащенное большим количеством пулеметных тачанок и сильной конной артиллерией. В ее состав входил также бронеотряд имени Я. М. Свердлова, имевший бронеавтомобили и автомашины с пулеметами, иногда придавались и бронепоезда.

1-я Конная армия обладала по тому времени большой огневой мощью и маневренностью и способна была решать оперативно-стратегические задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с общевойсковыми армиями. Определенный интерес представляет одна весьма важная деталь, на которую обратил внимание С. М. Буденный в своих воспоминаниях: как конница противника, так и наша красная кавалерия искали успеха в бою, действуя главным образом в полосе железных дорог, где широко применялись бронепоезда. При действиях же в отрыве от железных дорог как мы, так и противник стремились широко использовать бронемашины, а когда имелись танки, то и танки. Иначе говоря, уже в тот период советские войска для выигрыша сражений и достижения победы проводили широкий маневр конницей и использовали бронепоезда, бронемашины и танки, что в конечном счете и создавало сочетание маневра и удара. Использование в широких масштабах кавалерии в гражданской войне способствовало повышению размаха наступательных операций по сравнению с первой мировой войной. Глубина армейских наступательных операций возросла до 120-150 км, а средний темп наступления достигал 10 км в сутки.

Этот замечательный род войск внес неоценимый вклад в разгром белогвардейцев и иностранных интервентов. [30]

В рядах нашей конницы выросло много талантливых командиров и военачальников.

Красная конница воспитала таких крупных военных деятелей, как К. Е. Ворошилов, который долгое время был Народным комиссаром обороны СССР, и С. К. Тимошенко, назначенный накануне войны Наркомом обороны и многое сделавший для подготовки Советских Вооруженных Сил. Из кадров красной кавалерии выдвинулся выдающийся полководец и военный деятель Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. В кавалерийских войсках долго служил и ставший в послевоенное время Министром обороны Союза ССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко, прошедший суровую школу военных лет и заслуживший уважение в войсках.

Красная конница дала таких одаренных полководцев и военачальников, как К. К. Рокоссовский, И. X. Баграмян, О. И. Городовиков, Л. В. Горбатов, А. И. Еременко, М. И. Казаков, П. А. Курочкин, А. А. Лучинский, П. П. Собешшков, И. В. Тюленев, Т. Т. Шапкин, и многих других. В период гражданской войны прославились замечательные кавалерийские военачальники Г. Д. Гай, Г. И. Котовский, Н. Н. Криворучко, Н. Д. Каширин, Я. Г. Мелькумов.

Вскоре после окончания гражданской войны многие талантливые командиры красной конницы прошли переподготовку в Военной академии имени М. В. Фрунзе и других высших военно-учебных заведениях и затем получили назначение в новые рода войск, в частности авиацию и танковые войска.

Замечательные кадры красной конницы, закалившиеся в огне революции, сумели передать новым родам войск свой боевой дух, порыв и стремительность, а также принципы военных действий, сложившиеся в ходе применения конницы в гражданскую войну: массирование на решающих направлениях, в особенности в наступательных операциях, внезапные и стремительные удары с обходом и охватом флангов противника с целью его разгрома. Эти принципы легли в основу разработки теории использования новых средств борьбы — танковых войск. С появлением таких перспективных родов войск, как авиация и танки, стало ясно, что конница теряет свое былое значение.

Об этом говорил такой выдающийся военный мыслитель, как М. В. Фрунзе, который еще в 1924 году утверждал, [31] что нужно больше уделять внимания развитию танков и авиации. По этим проблемам неоднократно выступал крупнейший военный теоретик М. II. Тухачевский и ряд других военачальников, появилось много новой литературы, в которой высказывались передовые взгляды о значении танков в будущей войне. И все же новые рода войск, в особенности танки, не получили в то время должного развития из-за слабой экономики страны. И только много лет спустя, когда экономическая мощь нашего государства возросла, передовая военная теория получила возможность превратиться в материальную силу.

В ходе ожесточенной гражданской войны, продолжавшейся более трех лет, Советская республика одержала всемирно-историческую победу, отстояла завоевания Великой Октябрьской социалистической революции.

Руководящая и направляющая деятельность партии и ее ЦК во главе с великим Лениным явилась решающим фактором успеха в создании Красной Армии, которая отбила первое военное нашествие империализма на Страну Советов и отстояла существование первого в мире социалистического государства.

Организатором и вдохновителем освободительной борьбы советского парода в годы гражданской войны была Коммунистическая партия, руководимая Центральным Комитетом и лично В. И. Лениным. Коммунистическая партия в трудных условиях войны сумела в короткий срок перестроить всю жизнь страны на военный лад и превратить ее в единый боевой лагерь, создать массовую регулярную армию, подготовить командные кадры, организовать производство вооружения и боеприпасов и поднять все пароды нашей страны на защиту завоеваний Октября.

Гражданская война обогатила советское военное искусство новыми формами и способами ведения вооруженной борьбы, новыми принципами руководства войной. Она наряду с первой мировой войной явилась новым этапом в развитии военного искусства. Боевой опыт гражданской войны показал, что мобилизация всех материальных и людских ресурсов для обеспечения победы достигается организацией единого политического и военного руководства [32] страной и вооруженными силами. Это положение полностью подтвердилось и в Великой Отечественной войне. Осуществление такого принципа руководства войной стало возможным лишь в нашем социалистическом государстве. В ходе гражданской войны трудящиеся защищали свои коренные интересы, поэтому рабочие и крестьяне на фронте и в тылу отдавали все силы для достижения победы над врагом.

Победа Красной Армии над интервентами и внутренней контрреволюцией закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции и обеспечила возможность дальнейшего победоносного строительства социализма в нашей стране. Кроме того, решительные формы борьбы Красной Армии обогатили советское военное искусство опытом организации и проведения стратегического контрнаступления путем сосредоточения в короткие сроки основных усилий войск на решающих направлениях, а также и общего наступления в форме ряда последовательных операций, опытом осуществления фланговых ударов и сочетания фронтального наступления с ударами по тылам противника. Благодаря применению крупных масс конницы на фронтах большой протяженности гражданская война приобрела широко маневренный характер. Этим было положено начало проведению стратегических наступательных операций с развитием прорыва позиционного фронта на большую глубину. Получил широкое распространение принцип наступления ударными группировками армий и фронтов.

Оборона носила активный характер и заключалась в упорном удержании рубежей и объектов в сочетании с решительными контрударами и контратаками, а также широким маневром сражающихся войск.

В ходе гражданской войны было положено начало теоретическому и практическому выделению оперативного искусства в самостоятельную область советского военного искусства, определены некоторые принципы планирования и проведения армейских и фронтовых операций, а также заложены основы маневренной тактики, основанной не только на новых средствах борьбы, но и на новых качествах личного состава социалистической армии, понимающего цели войны.

Боевая практика Красной Армии характеризовалась решительностью и маневренностью действий войск, инициативой [33] и творчеством в бою и массовым героизмом личного состава, эффективным использованием оружия, а также отказом от линейных форм борьбы и переходом к действиям ударными группами.

Боевой опыт гражданской войны, как и первой мировой войны, явился важнейшей основой для дальнейшего развития теории и практики советского военного искусства.

Между двумя войнами

Победоносно завершив гражданскую войну, Советский Союз приступил к мирному хозяйственному строительству. Советскому народу предстояло преодолеть большие трудности. Выпуск продукции крупной промышленности в 1920 году был почти в 7 раз ниже довоенного. Многие предприятия не работали из-за отсутствия сырья и электроэнергии. Железнодорожный транспорт требовал восстановления, а общая продукция сельского хозяйства в 1920 году составляла лишь немногим более половины довоенного уровня.

В целях изыскания средств для восстановления народного хозяйства необходимо было резко сократить расходы на содержание вооруженных сил и, в частности, сократить личный состав армии и флота, который к концу 1920 года насчитывал свыше 5 млн. человек. Однако реорганизовать вооруженные силы необходимо было в соответствии с новыми условиями развития СССР. Кроме того, предстояло определить основные пути их дальнейшего строительства.

В решении этих вопросов Коммунистическая партия руководствовалась указаниями В. И. Ленина, данными им в декабре 1921 года:

"...Взявшись за наше мирное строительство, мы приложим все силы, чтобы его продолжать беспрерывно. В то же время, товарищи, будьте начеку, берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной Армии, как зеницу ока..."{4}

Вопросы военного строительства после окончания гражданской войны обсуждались на партийных съездах и пленумах Центрального Комитета партии, где и были в конечном счете определены основные пути и формы [34] развития Советских Вооруженных Сил с учетом международного положения Советского государства, возможного характера будущей войны и экономических возможностей страны.

Наибольшее значение в определении программы развития Советских Вооруженных Сил имели решения X съезда партии, в которых указывалось, что на ближайший период основой наших вооруженных сил должна являться Красная Армия, по возможности сокращенная за счет старших возрастов, с повышенным пролетарским и коммунистическим составом{5}.

В решениях съезда большое внимание уделялось укреплению и дальнейшему развитию специальных технических частей (артиллерийских, пулеметных, автоброневых, авиационных, инженерных и др.) и восстановлению Военно-Морского Флота. Съезд также потребовал укрепления командных кадров и партийно-политических органов армии.

Однако для осуществления намеченной программы военного строительства в период восстановления народного хозяйства необходимо было сначала провести демобилизацию Красной Армии, которая и завершилась к концу 1924 года. В результате ее численность сократилась до 562 тыс. человек. При переводе армии на мирное положение и ее сокращении Центральный Комитет Коммунистической партии особое внимание обращал на то, чтобы не допустить ослабления влияния партии в Вооруженных Силах.

Соотношение между родами войск в Красной Армии после демобилизации зависело от многих факторов, и прежде всего определялось состоянием экономики после гражданской войны. На долю стрелковых войск и конницы приходилось 55 процентов общей численности армии. Процентное же отношение личного состава к общей численности армии в таких родах войск, как артиллерия, мотомеханизированные и броневые войска, ВВС, было крайне незначительно: на них приходилось 4,5 процента личного состава вооруженных сил{6}.

Вследствие разрухи, голода в стране, упадка промышленности после гражданской войны техническое оснащение [35] Красной Армии не отвечало в должной мере уровню развития военного дела. Для более высокой степени технического оснащения Красной Армии, особенно танками и самолетами, нужна была тяжелая индустрия.

Становление советских танковых войск, как и других родов войск, осуществлялось в тесной связи с разработкой не только военной теории маневренной войны, по и исходя из экономических возможностей страны. Над этой проблемой работали руководители нашей партии, выдающиеся советские военачальники, известные ученые, конструкторы.

Индустриализация страны и общее экономическое развитие позволили улучшить техническое оснащение Красной Армии. Бесспорно это сказалось и на развитии отечественной бронетанковой техники, подготовке кадров и их организационном оформлении. В результате мощь нашей армии возросла, а ее танковые войска так же, как и другие рода войск, проявили себя с самой лучшей стороны уже при защите государственных границ нашей Родины у озера Хасан, на Халхин-Голе и Карельском перешейке.

Разработка теории маневренной войны. Первая мировая война явилась сильнейшим толчком для развития военного искусства с учетом широкого использования танков. Уже в первые послевоенные годы в некоторых странах Запада появились теории создания полностью механизированных армий, основу которых должны были составлять танки. В 20-30-е годы по вопросам роли и значения танков в маневренной войне выступили в печати Фуллер, Лиддел Гарт, Сект, Гудериан и другие. Их утверждения о том, что будущая война будет маневренной, как известно, основывались на опыте применения танков в первой мировой войне. Но эти взгляды были крайне односторонними и в определенной степени имели цель запугать единственное в мире социалистическое государство.

Коммунистическая партия, стремясь усилить обороноспособность молодого Советского государства, придавала большое значение развитию современной военной техники и теории с учетом характера будущей войны. И несмотря на то что в тот период страна еще не могла обеспечить армию новым оружием и даже необходимыми условиями для испытания и проверки предложений конструкторов и специалистов, в Красной Армии била ключом революционная мысль. [36]

Ведущая роль в разработке теории высокоманевренных операций в то время принадлежала советской военно-теоретической мысли. Труды выдающегося теоретика М. В. Фрунзе, работы М. Н. Тухачевского, В. К. Триандафиллова и других основывались на опыте высокоманевренной гражданской войны. Новые уставы Красной Армии закрепляли прогрессивные взгляды советской военной науки.

Военная теория, намечая дальнейшие пути строительства Советских Вооруженных Сил, исходила из того, что будущая война примет маневренный характер, хотя не исключались и позиционные формы борьбы. При этом предполагалось, что Советский Союз в случае возникновения новой войны должен будет вести ее против коалиции империалистических государств. Отсюда следовал вывод — война потребует мобилизации всех сил и средств страны.

В Красной Армии проводилась напряженная боевая учеба личного состава, военные знания распространялись среди масс трудящихся, укреплялся тыл. В Вооруженные Силы каждый год поступали новейшие образцы вооружения и техники. Страна Советов готовилась к отражению возможного нападения агрессора.

Основным видом боевых действий считалось решительное наступление. Обороне же уделялось значительно меньшее внимание. Живая сила противника признавалась главным объектом действий в наступательных операциях. Разрабатывалась тактика маневра на окружение и уничтожение противника. Уже тогда считалось, что армия, как правило, будет действовать в составе войск фронта и армейская наступательная операция будет составлять только часть или этап фронтовой наступательной операции. Вместе с тем армия рассматривалась как оперативное объединение, обладающее значительной самостоятельностью при определении способов достижения целей, поставленных фронтом. Армии, предназначавшиеся для действий на направлении главного удара фронта, получили наименование "ударных".

Ударная армия должна была располагать такими силами и средствами, которые позволили бы преодолеть любое сопротивление противника как в начале, так и в ходе предпринимаемых операций{7}. Она обеспечивала наступление [37] в полосе не менее 50-80 км и осуществляла ряд последовательных наступательных операций на глубину до 250 км. Предполагалось, что армейская наступательная операция будет иметь глубину до 25-30 км и продолжительность 5-6 суток при среднем темпе наступления 5-6 км в сутки.

Такой темп наступления уже в то время считался совершенно недостаточным, но он обусловливался низким техническим уровнем Красной Армии того периода. Повышение темпа наступления зависело прежде всего от решения проблемы создания быстроходных танков с большим радиусом действия и наличия достаточного количества моторизованных частей.

При имевшихся в войсках технических средствах того времени наступление на организованную оборону противника ограничивалось небольшой глубиной. В силу этих обстоятельств наступление фронтов и армий Красной Армии мыслилось как ряд последовательных наступательных операций с небольшой глубиной каждой из них.

Важное значение придавалось прежде всего первоначальной, исходной операции, поскольку ее успех создавал благоприятные условия для последующего наступления. Чтобы воспретить противнику контрманевр оперативными резервами, рекомендовалось начинать наступление одновременно на широком фронте, прорывая оборону на участках общей шириной не менее 150-200 км и нанося удары ударными армиями по сходящимся направлениям.

Проблема оперативного построения войск фронта и армии не была еще достаточно разработана. Ее основные положения сводились к тому, что ударная группировка войск фронта и армий должна включать в себя две трети сил и средств, почти все средства усиления. Однако считалось, что при наступлении на противника, организовавшего сплошной позиционный фронт, нужно иметь две группы войск: одну для прорыва укрепленной линии (прорывающая группа) и другую для развития успеха (маневренная группа). Группа развития успеха из-за отсутствия в то время танковых соединений состояла главным образом из конницы.

Серьезное внимание в советской теории 20-х годов уделялось также и проблемам оперативной обороны. Считалось, [38] что оборона при достаточно развитом инженерном оборудовании местности и правильной организации системы огня может ограниченными силами остановить наступление противника. Оперативная оборона организовывалась и велась армией. Ее корпуса располагались в одном эшелоне на глубину 8-10 км. Вместе с тем создавались сильные корпусные резервы, которые находились в 20-25 км от переднего края в готовности нанести контрудар по прорвавшейся группировке противника.

В дальнейшем, в 30-х годах, советское военное искусство развивалось с учетом технического перевооружения Красной Армии и повышения ее боевых возможностей. Крупным достижением советской военной мысли в этот период явилась разработка теории глубокой наступательной операции как основного вида боевых действий в условиях маневренной войны. Основные положения этой теории были изложены в Инструкции по ведению глубокого боя, разработанной в 1932 году и являвшейся, по существу, руководством при организации и проведении боевой подготовки войск. Окончательно теория глубокой наступательной операции сложилась к середине 30-х годов.

Сущность глубокой наступательной операции сводилась к решению двух основных задач: взлому обороны противника одновременным ударом на всю тактическую глубину и развитию достигнутого при этом тактического успеха в оперативный немедленным вводом эшелона подвижных войск при изоляции авиацией района прорыва от подхода резервов оборонявшегося противника.

Иначе говоря, глубокая наступательная операция представлялась в то время многоактной, состоящей из ряда боев и сражений, которые могли развернуться одновременно или последовательно на большую глубину, а применение таких дальнобойных средств, как танковые войска и авиация, должно было привести к поражению всей оперативной обороны врага. Считалось также, что при организации глубокой наступательной операции силы и средства необходимо распределять не только по фронту, но и в глубину, создавая оперативное эшелонирование наступающих войск.

Первым этапом наступательной операции мыслился прорыв тактической зоны обороны противника нанесением фронтального удара превосходящими силами пехоты и танков при мощной огневой поддержке артиллерии [39] и авиации. Затем предполагалось вводом в прорыв эшелона развития успеха завершить разгром противника на всю оперативную глубину. При четком взаимодействии всех родов войск и эшелонов оперативного построения считалось, что вся тактическая и оперативная глубина обороны противника будет подвергнута одновременному воздействию наступающих войск. Фронтальный удар должен был перерастать в операцию на окружение и уничтожение обороняющегося противника.

Таким образом, к концу 30-х годов советское военное искусство имело достаточно стройную теорию ведения наступательных операций, которые по своим масштабам делились на фронтовые и армейские. Было признано, что современная наступательная операция наиболее полно развертывается во фронтовом масштабе. Считалось, что для осуществления фронтовой наступательной операции необходимо иметь двойное превосходство в силах и средствах над противником и иметь две-три ударные и одну-две обычные общевойсковые армии, сильную авиационную группу и, кроме того, подвижную группу, состоящую из танковых и механизированных соединений, способную развить тактический успех в оперативный и самостоятельно удерживать важные районы или объекты в оперативной глубине обороны противника.

Размах фронтовой наступательной операции предполагался в следующих пределах: ширина полосы наступления 100-300 км, глубина — 150-250 км, средний темп наступления стрелковых соединений-10-15 км, подвижных войск — 40-50 км в сутки.

Для обеспечения высоких темпов наступления и достижения конечных целей операции войска фронта строились в два эшелона. При преодолении сильно укрепленной обороны или действиях на танконедоступпой местности первый эшелон фронта составляли общевойсковые армии, которые при поддержке авиации и артиллерии прорывали оборону и создавали условия для ввода в прорыв эшелона развития успеха. В обстановке, когда противник имел недостаточно подготовленную оборону, а местность благоприятствовала действиям наступающих войск, считалось целесообразным иметь в первом эшелоне фронта подвижные соединения. Танковые войска, поддержанные массированными ударами авиации и авиадесантами, должны были прорывать фронт противника и наносить удар на [40] глубину 100-120 км. Общевойсковые армии, составлявшие второй эшелон фронта, расширяли прорыв и закрепляли достигнутый успех. Уже в тот период большое значение придавалось завоеванию господства в воздухе, а также применению авиадесантов, которые во взаимодействии с танковыми войсками и конницей должны были отрезать пути отхода противнику и способствовать его окружению и уничтожению.

Дата публикации: 13-02-2013

Страница 1 из 2 | Следующая страница

Категория: Военная литература » Ротмистров П.А. Время и танки

 

Тема: Ротмистров П.А. Время и танки

  Яндекс.Метрика