ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Танки СССР » Танк Т-10


Танк Т-10

Произведен
СССР
Год выпуска
1950
Танки СССР

http://tehno-science.ru/wp-content/uploads/2012/11/ris1.jpg

На протяжении всей войны челябинский Кировский завод был не только крупнейшим производителем тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок, но и вел обширные поисковые работы совместно с конструкторами Опытного завода во главе с Ж. Я. Котиным. Одна из таких работ завершилась в 1944 году созданием тяжелого танка ИС-6. На нем впервые в советском танкостроении опробовали электромеханическую трансмиссию —   дизель В-12у с наддувом смонтировали соосно с генератором, тот питал реверсивные электромоторы, связанные через планетарные бортовые редукторы с ведущими колесами. В одном блоке с ним был трехфазный генератор для зарядки аккумуляторов и привода вентиляторов системы охлаждения дизеля и трансмиссии.

На новой машине применили и опробованные конструктивные решения, узлы и агрегаты. Так, форма корпуса и башни, защищенных 120- и 150-мм броней, была близка к той, что у ИС-4. Основное вооружение состояло из 122-мм пушки Д-30 с начальной скоростью снаряда 790 м/с с боекомплектом в 30 выстрелов, спаренной с 7,62-мм пулеметом СГМТ-43, зенитный ДШК разместили над люком заряжающего. Ходовая часть с шестью опорными катками на борт почти без изменений была взята у ИС-2 и ИС-3.

Особо надо отметить электромеханическую трансмиссию, которая обеспечивает бесступенчатое изменение крутящего момента на ведущих колесах в зависимости от дорожных условий, а также плавные повороты любого радиуса без внутренних потерь мощности. Попытки использовать ее уникальные свойства предпринимались не только у нас. Например, в начале 1941 года в США изготовили 57-тонный танк TIEI с электропередачей, с ноября 1943 года по декабрь 1944 года компания «Дженерал электрик» и Детройтский танковый арсенал выпустили 250 танков Т-23 с некоторыми элементами ходовой части знаменитых «шерманов», а восьмицилиндровый бензомо- тор «Форд» в 500 л. с. с передачей на генератор и два электродвигателя обеспечивали 33-тонной машине скорость 56 км/ч. Тяговые электродвигатели с фрикционами, предохранявшими их от перегрузок, стояли и на германском истребителе танков «Фердинанде» («Элефант»), генераторы которого были спарены с двумя карбюраторными двигателями «Майбах».

Однако электротрансмиссии были свойственны и недостатки. Скажем, главный генератор Т-23 весил 0,9 т, у ИС-6 и того больше — 1,7 т. Из-за сильного нагрева электроустройств пришлось внедрить сложную сеть воздуховодов (на «Фердинанде» их было 101), а вентиляторы отнимали у двигателя немалую долю мощности. Добавим, расход дефицитной меди помешал серийному производству таких танков, только фирма «Нибелунген» в инициативном порядке изготовила 100 «фердинандов», впервые примененных в битве на Курской дуге.

...На втором ИС-6 применили уже механическую трансмиссию, такую, как у ИС-2. Масса танка уменьшилась с 54 до 51,5 т, скорость возросла с 35 до 43 км/ч. И все же явных преимуществ перед серийными ИС-2 и ИС-3 не оказалось, и конструкторы переключились на следующую модель, которую выпустили в 1948 г.

Подобно предшественникам, предназначенным для прорыва мощных оборонительных полос противника, ИС-7 имел хорошую бронезащиту, конструкция корпуса напоминала ИС-3. В частности, лобовая часть также сваривалась из трех листов с большими углами наклона, а борта с обратным уклоном вверху (для большей жесткости) не сваривали, а гнули под прессом.

ИС-7 оснастили мощной 130-мм морской пушкой, в маске которой установили 14,5-мм пулемет КПВТ и два СГМТ-43. Еще пару СГМТ-43 жестко закрепили по бортам кормовой части башни для стрельбы назад, а пару других таких же — по бортам корпуса, для ведения огня вперед, причем всеми управляли дистанционно. Второй КПВТ, зенитный, стоял на высокой тумбе на крыше башни.

В вытянутой носовой части удалось рационально и удобно скомпоновать отделение управления. Наведение пушки и пулеметов в маске облегчили силовые электроприводы, управляемые с пульта наводчика. Из-за солидного веса снарядов экипаж пополнили вторым заряжающим, а чтобы облегчить и ускорить их работу, боекомплект из 25 выстрелов, уложенный в корме башни, подавался по транспортеру.

Танк Т-10

Танк Т-10

Танк Т-10

Танк Т-10

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-10М ТТХ

Масса, т 51,5

Длина с пушкой, мм 10 560

Длина корпуса по крыльям, мм 7250

Ширина по гусеницам, мм 3380

Высота, мм       2550

Колея, мм 2660

База, мм 4550

Клиренс, мм 460

Вооружение: 122-мм пушка М-62-Т2 (дальность прямого выстрела 1130 м, скорострельность 3—4 выстрела в минуту), два 14,5-мм пулемета КПВТ. Мощность двигателя, л. с.                        750

Скорость, км/ч 51

Запас хода, км 200—350

Емкость топливных баков, основных  (дополнитель­ных), л 640(300)

Преодолеваемый подъем 32°

Допустимый крен 30°

Глубина преодолеваемого рва, м 3

Глубина преодолеваемого брода, м 1,5

Экипаж 4 человека

Морской дизель в 1050 л. с. и планетарная трансмиссия позволили 68- тонной машине развивать 59 км/ч. Естественно, высокие тяговые и динамические характеристики заставили переделать ходовую часть/ В опорных катках большого диаметра ввели внутреннюю амортизацию, в теле балансиров первых и последних катков — поршневые амортизаторы двустороннего действия. Пучковые торсионы, работавшие на скручивание и изгиб, имели по семь стержней с шестигранными головками.

Несмотря на все это, ИС-7 вышел слишком тяжелым.

Впрочем, к тому времени военные пересмотрели роль тяжелых танков в условиях боевых действий с применением ядерного оружия. Отныне прорывать оборону предстояло средним танкам, а тяжелые, следуя за ними, должны были издалека поражать мощными снарядами бронированную технику и огневые точки противника.

Созданный по новым тактико-техническим требованиям ИС-8 пошел в войска с 1950 года, воплотив все лучшее, что накопили конструкторы серийных и опытных тяжелых танков.

Его корпус повторял конфигурацию ИС-7, но был ниже. Башня литая, обтекаемая, вроде той, что была на ИС-3, однако с максимальной толщиной брони 200 мм. В ней находилась надежная пушка Д-25А, спаренная с 12,7-мм ДШК, второй такой же стоял на турели на люке заряжающего. Как на ИС-7, наведение пушки осуществлялось силовым электроприводом с пульта.

Двигатель В-12-5 с наддувом незначительно отличался от дизелей, стоявших на ИС-4 и ИС-6, но систему охлаждения выполнили по-новому. Воздушный поток, обдувавший радиаторы, создавался выхлопными газами, проходившими через короба специальной формы. Возникавший эжекционный эффект повышал действенность силовой установки: ее мощность не уходила на привод вентилятора. Трансмиссия состояла из восьмискоростной коробки передач, механизмов поворота в блоке и двухступенчатых — с цилиндрическими и бортовыми редукторами — бортовых передач. Кстати, применение планетарной трансмиссии позволило обойтись без главного фрикциона.

Ходовую часть — семь необрезиненных опорных и три поддерживающих катка на борт — постарались унифицировать с предыдущими моделями. Пучковые торсионы и поршневые амортизаторы были такими, как у ИС-7, а 730-мм гусеница — как у ИС-4. Танк оснащался автоматической системой пожаротушения.

Через несколько лет его переименовали в Танк  Т-10, потом модернизировали. Пушку Д-25ТС оснастили стабилизатором в вертикальной плоскости, эжекционной продувкой канала ствола и механизмом досылания снаряда, для механика-водителя установили ночной смотровой прибор ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48 — танк получил индекс Т-10А.

Улучшенный затем Танк Т-10Б получил двухплоскостной стабилизатор вооружения и новый прицел. А с 1957 по 1962 год выпускался Т-1 ОМ с новой пушкой М-62-Т2, пулеметы ДШК заменили на КПВТ, двигатель форсировали до 750 л. е., что позволило развивать более 50 км/ч.

В 60-е годы на всех Танках Т-10 восьмиступенчатую трансмиссию заменили более простой в устройстве и обслуживании шестиступенчатой, с главным фрикционом. Хорошая защита, надежная конструкция, мощное вооружение, подвижность и проходимость позволили Танку Т-10 долго оставаться лучшим в мире тяжелым танком. Лишь с появлением средних танков с 115— 125-мм пушками тяжелые постепенно стали «уходить в запас»...

Авто статьи:  Сергей Грянкин.

Дата публикации: 21-09-2015

Категория: Танки СССР

  Яндекс.Метрика