M3 «General Grant»
M3 «General Grant»Экспериментальная модель. Видны пометки на корпусе и маске пушки. Очень видна дверка.На марше.M3 в Африке.Вязьма, 1941 год.Характеристики
Страна изготовитель
США
Масса
27,24 т
Экипаж
6 человек
Вооружение
75-мм пушка в корпусе;
37-мм пушка в башенке;
3 пулемета 7,62-мм
Боекомплект
62 снаряда, 3150 патронов
Бронирование
12-57 мм
Двигатель
«Continental» R-975-EC2, 340 л. с., радиальный, бензиновый
Максимальная скорость (по шоссе)
29 км/ч
Описание
В июне 1940 года американское командование заказало промышленности новый с усиленным вооружением и бронированием, являвшийся развитием малосерийного М2. Поскольку опыта установки в башне сравнительно габаритной 75-мм пушки не было, ее разместили в корпусе в специальном спонсоне. Так возник танк «М3», первый экземпляр которого появился в январе 1941 года. Ходовую часть М2 сохранили. В конструкции использовали листы гомогенной брони, которые крепились заклепками. Особенностью «М3» было трехъярусное расположение вооружения. В башне с 37-мм пушкой и спаренным пулеметом, вращающимся поликом и гидроприводом для горизонтальной наводки, размещались три танкиста. В командирской башенке ставили пулемет с ограниченными углами вертикальной наводки. Впервые в американском танкостроении применили 75-мм пушку, предназначавшуюся для борьбы с бронированными и другими защищенными целями. Однако вариант ее установки в спонсоне с углом горизонтальной наводки всего 32 градуса был явно неудачным.
М3 отроились несколькими заводами, с карбюраторными двигателями различных марок. Это осложняло ремонт и обслуживание, подготовку танкистов и технического персонала. Крайне неудачна была и форма корпуса: танк получился слишком высоким, громоздким. Вертикальные броневые листы служили плохой защитой. Проходимость была низкой, ремонт в полевых условиях затруднен. Все эти недостатки были известны с начала производства, но за неимением лучшего М3 все же был пущен в серию.
«М3 General Grant» выпускали с апреля 1941-го по декабрь 1942 года в шести модификациях: М3, М3А1, М3А2, М3А3, М3А4, М3А5. Всего было изготовлено 6258 машин, отличавшихся типом двигателя и способом изготовления корпуса. Модификации А2 и А3 получили сварные корпуса, на М3А4 и А5 вернулись к заклепкам. Использовались радиальные авиамоторы и карбюраторные рядные двигатели. В последнем случае пришлось удлинить корпус, что привело к увеличению массы до 29 т.
Впервые в бою «М3 General Grant» приняли участие 26 мая 1942 года в составе английской армии под Эль-Газала в Северной Африке. Они оказались лучше вооружены и бронированы, чем немецкие и особенно итальянские танки. Но появление модернизированных немецких танков Pz. IVF с длинноствольной 75-мм пушкой ликвидировало это преимущество.
Почти 1400 «М3» поставили в СССР.
Вообще, в СССР танки М3 встретили без восторга. К середине 1942 году его броня уже не спасала от немецких танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Высокий силуэт танка, на русских дорогах имел плохую проходимость, с маломощным двигателем, к тому же весьма чувствительному к топливу и маслу, М3 не вызывал восторга у советских танкистов.
Но самым большим недостатком М3 были резино-металлические гусеницы. Во время боя резина выгорала и гусеница разваливалась. Танк становился неподвижной мишенью. М3 советские танкисты окрестили «Братской могилой на шестерых». Примером может послужить рапорт командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.: «Американские танки в песках работают исключительно плохо, беспрерывно спадают гусеницы, вязнут в песке, теряют мощность, благодаря чему, скорость исключительно мала. При стрельбе по танкам противника, в виду того, что 75-мм пушка установлена в маске, а не в башне, приходится разворачивать танк, который зарывается в песок, что очень затрудняет огонь».