ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Худой мир лучше любой брани. Дружно за мир стоять - войне не бывать. Веселое горе - солдатская жизнь. Если хочешь мира, будь готов к войне. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть Пуля чинов не подробнее...
Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных подробнее...
Презентация "Сталинградская битва" может быть исполььзована на уроках Истории России в 9 и 11 классах, а так же при проведении классных часов по патриотическому воспитанию. Скачать stalingradskaya_bitva_prezentaciya.zip [2,03 Mb] (cкачиваний: 1721) подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Сталинградская битва » Сталинградская битва: ход, этапы, итоги


Сталинградская битва: ход, этапы, итоги

Сталинградская битва

Сегодня на уроке мы должны проанализировать основные события битвы под Сталинградом; охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

 

Анциферова Вера Николаевна, учитель истории и обществознания

 

Презентация к уроку

pril.7z [19,35 Mb] (cкачиваний: 395)

Сталинградская битва: ход, этапы, итоги

Цель: познакомить учащихся с одним из важных в истории Великой Отечественной войны сражений, определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • развивать навыки в работе с картой, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к соотечественникам за совершенный подвиг.

Оборудование: карта "Сталинградская битва", раздаточный материал (карточки - задания), учебник  Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. История России XX – начало XXI века. М., «Просвещение», 2009 г. Видеофрагменты из кинофильма «Сталинград». Заранее учащиеся готовят сообщения о героях Сталинградской битвы.

Прогнозируемые результаты: учащиеся должны показать  умение работы с картой, видеофрагментами, учебником. Самостоятельно готовить сообщение  и выступать на аудиторию.

План урока:

1. Этапы Сталинградской битвы.
2. Итоги и значение.
3. Заключение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие учащихся

II. Новая тема

Записывается тема урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны проанализировать основные события битвы под Сталинградом; охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

Проблемное задание: Слайд 1. Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег.
Можем ли мы с этим согласиться? На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока.

Задание учащимся: слушая рассказ учителя, составить тезисный план ответа.

Учитель: Смотрим карту. В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности.
Сталинградская битва распадается на два периода:

Слайд 2.

I – 17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительный;
II – 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г. – контрнаступление, окружение и разгром немецких войск.

I период. 17 июля 1942 г. Части 62-й советской армии вошли в соприкосновение в излучине Дона с передовыми частями 6-й армии немецких войск под командованием генерала Паулюса.
Город готовился к обороне: строились оборонительные сооружения, общая протяжённость их составляла 3860 м. На важнейших направлениях были вырыты противотанковые рвы, промышленность города выпускала до 80 видов военной продукции. Так, тракторный снабжал фронт танками, а металлургический завод «Красный Октябрь» – миномётами. (Видеофрагмент).
В ходе тяжёлых боёв советские войска, проявив стойкость и героизм, сорвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 г. Немцам удалось продвинуться не более чем на 60-80 км. (См. карту).
Но всё же враг, хоть и медленно, приближался к городу. Наступил трагический день 23 августа, когда 6-я немецкая армия достигла западной окраины Сталинграда, окружив город с севера. Одновременно  4-я танковая армия вместе с румынскими частями продвигалась на Сталинград с юго – запада. Фашистская авиация подвергла жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город. (Видеофрагмент)
13 сентября противник, введя в бой дополнительно 9 дивизий и одну бригаду, начал штурм города. Непосредственно оборону города осуществляли 62-я и 64-я армии (командующие – генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович).
Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, защищая каждую пять волжской земли.
«Ни шагу назад! Стоять насмерть!» – эти слова стали девизом защитников Сталинграда.
Олицетворением мужества сталинградцев стал знаменитый дом Павлова.

Слайд 3.

Сообщение учащегося: «За Волгой земли для нас нет» - эта фраза снайпера Василия Зайцева стала крылатой.

Слайд 4.

Сообщение учащегося: В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов.

Слайд 5.

Сообщение учащегося: Как символ бессмертной славы в историю Сталинграда вошло имя морского пехотинца Михаила Паникаха.

Слайд 6.

Сообщение учащегося: Господствующая над городом высота - Мамаев курган, в период Сталинградской битвы - это было место самых ожесточённых боёв, ключевой позицией обороны, значащаяся в донесениях как высота 102.

Слайд 7.

Сообщение учащегося: В ходе оборонительного этапа упорство в борьбе за город проявили жители города.

Сообщение учащегося: Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 г. на узком участке у завода «Красные баррикады», где фашисты одержали свой последний успех.
Итоги оборонительного периода найдите в учебнике стр. 216.
К середине ноября наступательные возможности немцев иссякли.

II. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран».

Просмотр видеофрагмента. Ребята выполняют задание – заполнить пропуски в тексте. (Приложение 1)pril.docx [62,99 Kb] (cкачиваний: 72)

Вопросы:

  • Какие фронты участвовали в операции «Уран»?
  • У какого города соединились основные части советской армии?

Помощь Паулюсу должен был оказать фельдмаршал Манштейн - ударная танковая группировка.
После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам с юго - запада на расстояние 35-40 км., но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Малиновского не только остановила врага, но и нанесла ему сокрушительное поражение.
Одновременно было остановлено наступление армейской группы Гота, пытавшейся в районе г. Котельникова разорвать кольцо окружения.
По плану «Кольцо» (руководил осуществлением операции генерал Рокосовкий) 10 января 1943 года советские войска начали разгром фашистской группировки.
2 февраля 1943 года окруженная  группировка противника капитулировала. В плену оказался и сам её главнокомандующий - генерал - фельдмаршал Паулюс.
Просмотр видеофрагмента.
Задание. Нанесите на карту «Разгром немецких войск под Сталинградом» (Приложение 2)pril.docx [62,99 Kb] (cкачиваний: 71)

  • Направление ударов советских войск;
  • Направление контрудара танковой группы Манштейна.

Все действия советских войск в ходе Сталинградской битвы координировал Георгий Константинович Жуков.
Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.
– В чём суть  понятия «коренной перелом»? (Немцы утратили боевой наступательный дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования)
– Вернёмся к проблемному заданию: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег.
Слайд 8.
– Можем ли мы с этим согласиться? (Ответы учащихся)
Слайд 9.  «Битва под Сталинградом – это действительно золотая страница военной истории нашего народа» - писал командующий Сталинградским фронтом  - генерал Ерёменко. И с этим нельзя не согласиться.

Стихотворение (читает ученик)

В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
«Город не сдай врагу!»
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград…

Алексей Сурков

III. Итог

Для закрепления материала выполните задание на карточках (работа в парах).
(Приложение 3)pril.docx [62,99 Kb] (cкачиваний: 85)
Сталинград – это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Сталинград -  это символ мощи и величия нашего государства. Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма.

IV. Рефлексия

Выставление оценок, домашнее задание: п. 32,

Литература:

  1. Алексеев М.Н. Венок славы «Сталинградская битва». М., «Современник», 1987 г.
  2. Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины. М., «Просвещение», 1991 г.
  3. Гончарук В.А. «Памятные значки городов - героев». М., «Советская Россия», 1986 г.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XX? века. М., «Просвещение», 2009 г.
  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России 9 класс. Выпуск 2..М., «Просвещение», 1998 г.
  6. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах. Волгоград «Учитель», 2002 г.

http://festival.1september.ru

Дата публикации: 18-12-2013

Категория: Сталинградская битва

  Яндекс.Метрика