ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Худой мир лучше любой брани. Дружно за мир стоять - войне не бывать. Веселое горе - солдатская жизнь. Если хочешь мира, будь готов к войне. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть Пуля чинов не подробнее...
Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных подробнее...
Презентация "Сталинградская битва" может быть исполььзована на уроках Истории России в 9 и 11 классах, а так же при проведении классных часов по патриотическому воспитанию. Скачать stalingradskaya_bitva_prezentaciya.zip [2,03 Mb] (cкачиваний: 1704) подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, стрельба, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Сталинградская битва » Сталинградская битва: ход, этапы, итоги


Сталинградская битва: ход, этапы, итоги

Сталинградская битва

Сегодня на уроке мы должны проанализировать основные события битвы под Сталинградом; охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

 

Анциферова Вера Николаевна, учитель истории и обществознания

 

Презентация к уроку

pril.7z [19,35 Mb] (cкачиваний: 393)

Сталинградская битва: ход, этапы, итоги

Цель: познакомить учащихся с одним из важных в истории Великой Отечественной войны сражений, определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • развивать навыки в работе с картой, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к соотечественникам за совершенный подвиг.

Оборудование: карта "Сталинградская битва", раздаточный материал (карточки - задания), учебник  Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. История России XX – начало XXI века. М., «Просвещение», 2009 г. Видеофрагменты из кинофильма «Сталинград». Заранее учащиеся готовят сообщения о героях Сталинградской битвы.

Прогнозируемые результаты: учащиеся должны показать  умение работы с картой, видеофрагментами, учебником. Самостоятельно готовить сообщение  и выступать на аудиторию.

План урока:

1. Этапы Сталинградской битвы.
2. Итоги и значение.
3. Заключение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие учащихся

II. Новая тема

Записывается тема урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны проанализировать основные события битвы под Сталинградом; охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

Проблемное задание: Слайд 1. Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег.
Можем ли мы с этим согласиться? На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока.

Задание учащимся: слушая рассказ учителя, составить тезисный план ответа.

Учитель: Смотрим карту. В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности.
Сталинградская битва распадается на два периода:

Слайд 2.

I – 17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительный;
II – 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г. – контрнаступление, окружение и разгром немецких войск.

I период. 17 июля 1942 г. Части 62-й советской армии вошли в соприкосновение в излучине Дона с передовыми частями 6-й армии немецких войск под командованием генерала Паулюса.
Город готовился к обороне: строились оборонительные сооружения, общая протяжённость их составляла 3860 м. На важнейших направлениях были вырыты противотанковые рвы, промышленность города выпускала до 80 видов военной продукции. Так, тракторный снабжал фронт танками, а металлургический завод «Красный Октябрь» – миномётами. (Видеофрагмент).
В ходе тяжёлых боёв советские войска, проявив стойкость и героизм, сорвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 г. Немцам удалось продвинуться не более чем на 60-80 км. (См. карту).
Но всё же враг, хоть и медленно, приближался к городу. Наступил трагический день 23 августа, когда 6-я немецкая армия достигла западной окраины Сталинграда, окружив город с севера. Одновременно  4-я танковая армия вместе с румынскими частями продвигалась на Сталинград с юго – запада. Фашистская авиация подвергла жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город. (Видеофрагмент)
13 сентября противник, введя в бой дополнительно 9 дивизий и одну бригаду, начал штурм города. Непосредственно оборону города осуществляли 62-я и 64-я армии (командующие – генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович).
Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, защищая каждую пять волжской земли.
«Ни шагу назад! Стоять насмерть!» – эти слова стали девизом защитников Сталинграда.
Олицетворением мужества сталинградцев стал знаменитый дом Павлова.

Слайд 3.

Сообщение учащегося: «За Волгой земли для нас нет» - эта фраза снайпера Василия Зайцева стала крылатой.

Слайд 4.

Сообщение учащегося: В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов.

Слайд 5.

Сообщение учащегося: Как символ бессмертной славы в историю Сталинграда вошло имя морского пехотинца Михаила Паникаха.

Слайд 6.

Сообщение учащегося: Господствующая над городом высота - Мамаев курган, в период Сталинградской битвы - это было место самых ожесточённых боёв, ключевой позицией обороны, значащаяся в донесениях как высота 102.

Слайд 7.

Сообщение учащегося: В ходе оборонительного этапа упорство в борьбе за город проявили жители города.

Сообщение учащегося: Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 г. на узком участке у завода «Красные баррикады», где фашисты одержали свой последний успех.
Итоги оборонительного периода найдите в учебнике стр. 216.
К середине ноября наступательные возможности немцев иссякли.

II. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран».

Просмотр видеофрагмента. Ребята выполняют задание – заполнить пропуски в тексте. (Приложение 1)pril.docx [62,99 Kb] (cкачиваний: 71)

Вопросы:

  • Какие фронты участвовали в операции «Уран»?
  • У какого города соединились основные части советской армии?

Помощь Паулюсу должен был оказать фельдмаршал Манштейн - ударная танковая группировка.
После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам с юго - запада на расстояние 35-40 км., но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Малиновского не только остановила врага, но и нанесла ему сокрушительное поражение.
Одновременно было остановлено наступление армейской группы Гота, пытавшейся в районе г. Котельникова разорвать кольцо окружения.
По плану «Кольцо» (руководил осуществлением операции генерал Рокосовкий) 10 января 1943 года советские войска начали разгром фашистской группировки.
2 февраля 1943 года окруженная  группировка противника капитулировала. В плену оказался и сам её главнокомандующий - генерал - фельдмаршал Паулюс.
Просмотр видеофрагмента.
Задание. Нанесите на карту «Разгром немецких войск под Сталинградом» (Приложение 2)pril.docx [62,99 Kb] (cкачиваний: 71)

  • Направление ударов советских войск;
  • Направление контрудара танковой группы Манштейна.

Все действия советских войск в ходе Сталинградской битвы координировал Георгий Константинович Жуков.
Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.
– В чём суть  понятия «коренной перелом»? (Немцы утратили боевой наступательный дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования)
– Вернёмся к проблемному заданию: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег.
Слайд 8.
– Можем ли мы с этим согласиться? (Ответы учащихся)
Слайд 9.  «Битва под Сталинградом – это действительно золотая страница военной истории нашего народа» - писал командующий Сталинградским фронтом  - генерал Ерёменко. И с этим нельзя не согласиться.

Стихотворение (читает ученик)

В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
«Город не сдай врагу!»
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград…

Алексей Сурков

III. Итог

Для закрепления материала выполните задание на карточках (работа в парах).
(Приложение 3)pril.docx [62,99 Kb] (cкачиваний: 85)
Сталинград – это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Сталинград -  это символ мощи и величия нашего государства. Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма.

IV. Рефлексия

Выставление оценок, домашнее задание: п. 32,

Литература:

  1. Алексеев М.Н. Венок славы «Сталинградская битва». М., «Современник», 1987 г.
  2. Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины. М., «Просвещение», 1991 г.
  3. Гончарук В.А. «Памятные значки городов - героев». М., «Советская Россия», 1986 г.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XX? века. М., «Просвещение», 2009 г.
  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России 9 класс. Выпуск 2..М., «Просвещение», 1998 г.
  6. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах. Волгоград «Учитель», 2002 г.

http://festival.1september.ru

Дата публикации: 18-12-2013

Категория: Сталинградская битва

  Яндекс.Метрика