Цель урока: сформировать представление о ходе и результатах военных действий 1942 – начала 1943 г., значении и последствиях Сталинградской битвы; способствовать осознанию учащимися значения подвига советского народа, воспитывать патриотизм на примере защитников Сталинграда, продолжить развитие аналитических умений учащихся при работе с различными источниками информации.
Тип урока: комбинированный с использованием объяснительно-иллюстративной технологии, методики Шольца на этапе опроса, компьютерной технологии на этапе изучения нового материала.
Учебник: Н.В. Загладин, С.Т.Минаков,С.И.Козленко,Ю.А.Петров. История Отечества.XX век.
Оборудование урока: презентация «Великая Отечественная война», видеофильм «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
План и этапы урока.
1 этап. Целеполагание.
Учитель называет тему и знакомит класс с основными задачами урока.
2 этап. Опрос.
4 человека у доски, не видя друг друга, и 3 за партами, сидя спиной к доске, письменно готовят ответ на вопрос: почему провалилось немецкое наступление на Москву? В это же время остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя:
1) причины неудач Красной армии в начальный период войны;
2) меры СВГК по организации тыла;
3) значение битвы за Москву.
Учитель с комментариями для класса проверяет записанные на доске ответы и выставляет отметки. Комментирование и проверка ответов могут быть поручены одному из сильных учащихся. В этом случае его ответ также оценивается.
3 этап. Изучение нового материала.
Учитель раскрывает вопрос о советско-германском фронте весной-летом 1942г. и о Сталинградской битве. Рассказ сопровождается показом презентации. Учащиеся отвечают на вопросы к слайдам презентации:
1) о чем рассказывают фотографии?
2) проанализируйте соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.
3) что изменилось по сравнению с осенью 1941г.?
4 этап. Первичное закрепление материала.
Учащиеся фронтально отвечают на вопросы:
1) какие ошибки были допущены советским командованием при планировании весенне-летней кампании 1942г. и к чему это привело?
2) почему гитлеровское командование так сильно стремилось захватить Сталинград?
3) в чем значение победы под Сталинградом?
4) что такое коренной перелом в войне?
5 этап. Изучение нового материала.
Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника с целью определения последствий Сталинградской битвы . После обсуждения и комментирования ответов учащихся учитель выставляет отметки за работу на уроке и показывает фрагмент из фильма «Великая Отечественная война» о Сталинградской битве (5 минут). Показ фильма предваряется заданием учащимся: выписать в тетрадь примеры героизма и патриотизма защитников Сталинграда. После фильма учащиеся зачитывают свои ответы.
6 этап. Домашнее задание.
Параграф № 25, вопросы 1-4 устно, продолжить заполнение таблицы о битвах Великой Отечественной войны.
Учитель ГОУ ОСОШ №88 Маса Н.Ю.