ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Худой мир лучше любой брани. Дружно за мир стоять - войне не бывать. Веселое горе - солдатская жизнь. Если хочешь мира, будь готов к войне. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть Пуля чинов не подробнее...
Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Техника СССР » Танк ИС-3 — Тяжелый Танк СССР


Танк ИС-3 — Тяжелый Танк СССР

Техника СССР


Здесь представлено описание танка ИС-3, который относился к тяжелым танкам СССР.

Тяжелый танк ИС-3

Война, как известно, это двигатель прогресса. Как ни цинично и страшно звучит это утверждение, но оно, безусловно, справедливо. Все, что изобреталось и изобретается человечеством, в первую очередь находит применение в военном деле. Причем не только в военное, но и в мирное время. Что же касается непосредственно оружия и боевой техники, то они наиболее интенсивно прогрессируют в ходе боевых действий. Для того, чтобы в этом, достаточно взглянуть на советских тяжелых танка КВ-1 и ИС-3. С одним Советский Союз вступил во Вторую мировую войну, с другим завершил ее. Между ними пять лет войны, в ходе которой первый устарел безнадежно, хотя в ее начале считался самым современным тяжелым танком в мире. По этому факту можно судить об интенсивности гонки вооружений в военное время. А если учесть, что в отношении тяжелых танков СССР включился в нее только в 194З-м, то результаты впечатляют. Действительно, в начале Второй мировой войны только две страны-Советский Союз и Германия-имели в составе своих армий более или менее значительное количество тяжелых танков. Однако немецкие Pz.IV, относившиеся в то время по принятой в Вермахте классификации к классу тяжелых, по существу являлись средними танками.

И только советские КВ можно рассматривать как полноценные тяжелые танки того периода. Это единоличное лидерство и почивание на лаврах продолжались до конца 1942 года, то есть до появления на поле боя немецкого тяжелого танка "Тигр". После этого пальма первенства перешла к немцам, а с советской стороны началась гонка за лидером, продолжавшаяся до конца войны. Довести характеристики КВ до уровня, позволявшего ему противостоять "Тигру" было трудно советская машина создавалась на основе еще довоенных воззрений на этот класс танков. В соответствии с новой идеологией, провозглашавшей танк самым эффективным противотанковым средством, был создан тяжелый танк ИС-2. Что бы не писалось в уставах, приказах и директивах военных лет по поводу того, что танки с танками не воюют, в реальности все обстояло с точностью до наоборот. Да и современным "теоретикам", отстаивающим "не противотанковую" функцию советских танков и расхваливающим лучшее фугасное действие осколочно-фугасных снарядов советских танковых пушек, следовало бы внимательнее почитать обильно цитируемые ими же документы военных лет. Ведь именно из них становится очевидным, что 122-мм пушка, например, была принята на вооружение танка ИС-2 вовсе не из-за своего мощного фугасного снаряда, а из-за того, что была самым эффективным средством борьбы с "тиграми". Да и наши танкисты, по-видимому не случайно постоянно стремились загрузить в танк побольше именно бронебойных снарядов.

Главным недостатком ИС-2 можно считать то, что он был спроектирован в рамках порочной по своей сути концепции создания тяжелого танка с массой и габаритами среднего. Тем не менее, ИС-2 оказался достойным противником "Тигра" и "Пантеры" в танковой дуэли. Он уверенно порвал немецкие танки, включая и появившийся вскоре "Королевский тигр", но и сам из-за недостаточной бронезащиты относительно легко поражался ими.

Именно стремление повысить уровень защищенности советских тяжелых танков в единоборстве с "Пантерой" и "Королевским тигром" и привело к появлению боевых машин ИС-3 и ИС-4. В основу обеих был положен все тот же ИС-2, обе являются его глубокой модернизацией, затронувшей в основном конструкцию корпуса и башни. Обе унаследовали как достоинства ИС-2, так и его недостатки, добавив и к тем и к другим что-то свое.

На полях сражений Второй мировой войны эти танки не появились. С немецкими танками им сразиться не пришлось, но именно они определили лицо отечественного послевоенного тяжелого танкостроения, завершившегося созданием в 1950-е годы нескольких выдающихся конструкций, опередивших свое время.

История создания этих, да и многих других советских тяжелых танков, запутана и противоречива. Порой бывает трудно даже просто восстановить хронологию событий и уж тем более разобраться в подоплеке принятия тех или иных решений. К сожалению, имеющиеся на сегодняшний день описания создания танков ИС-3и ИС-4 фрагментарны и не дают всей картины событий в их последовательности.

От ИС-2 к ИС-3

Рассказ о последнем советском тяжелом танке, разработанном в годы Второй мировой войны, необходимо начать издалека с его предшественника ИС-2. Речь, конечно же, не пойдет об ИС-2 в целом это тема отдельной книги. Но вот о процессе модернизации этого танка, приведшем в конечном итоге к появлению танка ИС-3, надо рассказать подробно, иначе некоторые моменты истории со:здания последнего будут непонятны. Работы по усовершенствованию тяжелого танка ИС-2 начались практически сразу же после начала его серийного производства. В общем-то, в этом процессе не было ничего необычного учесть все при создании нового образца техники просто невозможно. Поэтому начальный период серийного производства и эксплуатации всегда связан с выявлением и устранением недостатков.

Однако для отечественного танкостроения в годы Великой Отечественной войны было характерно практически непрерывное устранение недостатков. И если бы речь шла только о конструктивных и технологических просчетах! С ними-то как раз можно было справиться путем внесения изменений. В течение всей войны наиболее остро стояла проблема качества, причем всего стали, сварки, литья, мехобработки. Читая рекламации из войск, приходишь к выводу, что на советских танках ломалось все, что могло ломаться. Сам собой возникает вопрос почему? Главных причин туг, по мнению автора, две. Первая связана с объемами производства, то есть с количественными показателями, которые в годы войны были главными. За невыполнение плана можно было лишиться головы, а выполнить его было крайне трудно. Так, например, весной 1941 года постановлением ГКО Челябинскому Кировскому заводу предписывалось увеличить производство со 150 танков и САУ в феврале до 500 единиц в июле. А что такое 500 танков в месяц? Это 16 танков в день (работали без выходных), то есть каждые 1,5 часа из заводских ворот должен был выходить танк (работали в три смены). В феврале в сутки делали 4 5 танков и САУ, а в июле должны были делать 16. За счет чего можно было повысить втрое производительность труда? Только за счет того, что измученные до предела люди должны были работать втрое быстрее. И втрое хуже с точки зрения качества. Впрочем, членов ГКО это, судя по всему, не волновало. Не волновало их и другое: принимая свои постановления, они нисколько не задумывались о том, кто их будет выполнять. Тут мы подходим ко второй причине кадровой. В 1941 году рабочих, в том числе в большинстве своем квалифицированных, призвали в армию. Вместо них к станкам встали женщины и дети, требовать от которых квалифицированного труда было просто невозможно. Они и так делали все что могли, в буквальном смысле надрываясь. И, кстати говоря, много лет после войны не имели никаких льгот, положенных фронтовикам.


Тяжелый танк ИС-2. Первый вариант ИС-2 с корпусом, имевшим "ломаный" нос

Если говорить о стране в целом, то численность рабочих и служащих, занятых в промышленности, сократилась с 11 млн. человек в 1940 году до 7,2 млн. в 1942-м. Несмотря на все усилия и жесточайший контроль над трудовыми ресурсами, даже в 1945 году до предвоенного уровня не хватало 1,5 млн. работников. В этом отношении весьма показательна история трудового коллектива Харьковского завода N°183, интересного нам именно потому, что это был танковый завод. В первые же месяцы войны количество работающих на танковом заводе упало с 41 до 24 тыс. человек, и это при возросшем объеме производства! В чем же причина? Дело в том, что основная часть кадровых квалифицированных рабочих и мастеров самых ответственных литейных и механосборочных цехов проживала в окрестностях Харькова и была мобилизована в армию по месту жительства. Немалое число рабочих и инженеров в августе 1941 году ушли добровольцами в танковую бригаду, укомплектованную сверхплановыми танками. И, наконец, некоторые работники явочным порядком отказались эвакуироваться на Урал: получив проездные документы, они не явились к эшелонам. В итоге из 12140 человек, подлежавших эвакуации, реально в Нижний Тагил были вывезены только 5234, главным образом инженерно-технические работники и служащие. Примерно 3 4 тыс. харьковских танкостроителей во время оккупации работали на немцев. Тем не менее, эвакуацию завода №183 можно признать еще более или менее удачной на фоне, например, Мариупольского металлургического завода одного из основных производителей танковой брони в СССР. Изготовлением танковой брони до войны на нем занимались человека, из них в Нижний Тагил попали не более 300, т. е. менее 5%. Помимо харьковчан и мариупольцев, на рубеже 1941-1942 годов на Уральский танковый завод были направлены небольшие группы технологов и рабочих Московского станкостроительного, Бежецкого сталелитейного, Кольчугинского металлургического и Николаевского судостроительного заводов. Поразительно, но и в Нижнем Тагиле осенью 1941 года продолжалась бездумная мобилизация в армию с таким трудом вывезенных специалистов. Местный военкомат, вычерпав почти всех работников Уралвагонзавода, принялся за эвакуированных дабы досрочно выполнить полученную разнарядку. Безобразие было остановлено лишь после личного вмешательства наркома танковой промышленности В. А. Малышева.

Что же получилось в итоге? Основной контингент работников Уральского танкового завода военного времени составили так называемые "трудармейцы!", мобилизованные в порядке трудовой повинности женщины и несовершеннолетние выпускники ремесленных училищ.

Что касается "трудармейцев", то это были и немолодые люди, "ограниченно годные" к несению строевой службы, в значительном большинстве колхозники и служащие из республик Средней Азии и Российской Федерации. Полеводы, пасечники, конюхи, весовщики, сторожа, счетоводы, бухгалтеры, они в большинстве своем никогда раньше в глаза не видели крупного машиностроительного предприятия. По данным на 1 января 1946 года, 68,5% всех работников Уральского танкового эавода имели стаж работы в промышленности менее 5 лет, т. е. впервые пришли на завод уже во время войны. Количество женщин в разные годы менялось, но в среднем колебалось вокруг 30%.

Несовершеннолетние подростки на 1 января 1945 года составляли 13,6% от всех производственных рабочих. Примерно аналогичная картина имела место и на других предприятиях Наркомтанкопрома, да и по стране в целом. Конечно же, пришедшие в танковые цеха старики, женщины и молодежь постепенно осваивались и овладевали рабочими профессиями подчас очень неплохо, но их подготовку просто невозможно сравнивать с уровнем квалификации кадровых рабочих немецких заводов, тщательно оберегаемых от мобилизации и от использования не по специальности. Еще зимой 1940 1941 годов все основные немецкие заводы и фабрики получили статус "спецпредприятий", работники которых были полностью освобождены от призыва. В начале 1942 года был внедрен более дифференцированный подход. Все трудоспособное население поделили на специалистов, подсобных рабочих, учеников, переквалифицируемых и чернорабочих. Молодых и неопытных работников отправляли на фронт, а рабочие старших возрастов, наоборот, возвращались из армии на заводы и получали бронь. Кроме этого, была введена профессиональная дифференциация: норма призыва работающих под землей шахтеров составила 5%, в то время как парикмахеров и поваров 65%. Мобилизация представителей всех остальных рабочих профессий находилась между этими границами. Для выполнения неквалифицированных работ широко применялся труд военнопленных и принудительна мобилизованных из завоеванных стран. В 1944 году их численность достигла 7 млн. человек, на танкостроительных заводах такие работники составляли до 50% всей рабочей силы. Немецкие женщины вплоть до 1942 года привлекались на оборонные заводы исключительно в добровольном порядке, затем для них также была введена трудовая повинность, но не слишком жесткая и со множеством послаблений и исключений. В итоге в конце войны женщины составляли ничтожную часть работников оборонных предприятий. Что же касается квалифицированных немецких инженеров и рабочих, то к началу 1945 года в промышленности и на транспорте продолжали трудиться примерно 5 млн. мужчин призывного возраста.

Вот два подхода к формированию трудовых ресурсов, обусловивших качественные показатели танкостроения. На это можно возразить, что Советский Союз не мог использовать труд иностранных рабочих и промышленный потенциал ЧУТЬ ли не всей Европы. Приходилось обходиться своими силами. Все это так, но не призывать в армию хотя бы квалифицированных рабочих было можно? Неужели из 49 млн. м^^и н призывного возраста нельзя было найти для них исключение (для сравнения, все население Германии в 1941 году составляло 76 млн. человек). Сначала сделали очевидную глупость, а потом выкручивались, как могли. Впрочем, те, кто санкционировал эту глупость или не предусмотрел ее последствия, что одно и то же, на полуголодном пайке у станков не стояли.

В итоге работа советской промышленности по устранению недостатков и повышению качества выпускаемой продукции напоминала бег к линии горизонта: вот он вроде бы рядом, но добежать никак не удается. Увы, но так и не удалось, ни во время войны, ни после. И не только в танкостроении... Однако, вернемся к ИСам. Как говорится, Бог с ним с качеством, давайте о модернизации. Применительно к ИС-2 этот процесс можно условно разделить на две части: модернизация вооружения и повышение характеристик защищенности. Под последней будем понимать не только броневую защиту, но и маневренность. По этим двум направлениям были достигнуты неодинаковые результаты. Но, обо все по порядку.

Дата публикации: 17-11-2013

Категория: Техника СССР

  Яндекс.Метрика