ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, стрельба, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Танки СССР » Танки «Бунтарь», «Боксер», «Молот»


Танки «Бунтарь», «Боксер», «Молот»

Танки СССР

Изделие «490» Разработка перспективного танка в 80-е годы стала продолжением работ по НСТ (Новый средний танк или «Тема 101») начатой в начале 70-х годов. К необходимости создания танка нового поколения в конце 70-х годов пришел и приемник А. А. Морозова генерал Шомин.

Это была инициативная работа ХКБМ, вылившаяся впоследствии в утвержденную Постановлением ЦК КПСС разработку танка «Боксер». Проработки принципиально новой компоновки машины велись в нескольких направлениях и после длительного поиска и обсуждений был сделан вывод, что существенный отрыв в характеристиках танка можно достичь за счет вынесенной пушки с калибром 152 мм и использования принципиально новых идей в построении комплекса управления машиной.

Список привлеченных к созданию НСТ-80. Запись в дневниках А.А. Морозова от 17.08.77

Суть построения комплекса управления машиной заключалась в интегрированной системе управления с широчайшими возможностями на базе бортового цифрового вычислительного комплекса. Комплекс должен был обеспечить увязку мощного артиллерийского и высокоточного ракетного оружия с самонаведением на цель со всесуточным и всепогодным прицельным комплексом. Привязку танка к местности и управление боем с помощью спутниковой навигации, автоматическую цифровую засекреченную связь для взаимодействия между танками, вертолетами огневой поддержки. Автоматизацию управления огнем и движением машины с выходом в дальнейшем на полностью роботизированный танк, использование системы госопознавания и применение активной защиты. Таким образом, осуществлялось взаимодействие перспективного танка с разрабатывавшимися в тот же период перспективными вертолетами типа Ка-50 и Ми-28, благодаря чему создавался единый ударный комплекс на базе танков, вертолетов огневой поддержки и беспилотных летательных аппаратов.

Изделие 490 и 490А «Бунтарь»

На начальном этапе в качестве перспективных рассматривалось два варианта компоновки: с экипажем из двух человек — изделие «490» размещенных в низкопрофильной башне и с экипажем из трех человек — водитель слева, командир над наводчиком в низкопрофильной башне слева от пушки — изделие «490А».

Изделие «490»

Изделие «490». Масштабная модель

Вариант перспективного танка с экипажем 2 человека Е. А. Морозова предполагал применение гидропневматической подвески. Поми­мо решения основной задачи — повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода она дает возможность управлять клиренсом танка, что повышает его проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.

Экипаж танка состоял из двух человек, размещавшихся в башне. Управление движением предполагалось при помощи телевизионной стереоскопической телевизионной системы установленной в носовой части корпуса.

Важным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на изолированные друг от друга отсеки. Компоновка танка: первым расположен топливный отсек разделенный перегородками с ми­нимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка. Повреждение этого отсека и частичная утрата топ­лива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности. За ним в центре танка размещен отсек экипажа защищенный основным комбинированным бронированием и экранированный броней носового узла корпуса и топливом. Боекомплект в танке был изолирован от экипажа. Для нейтрализации вы­соких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в крыше отсека корпусного и в днище отсека башенного автомата заряжания предусмотрены «вышибные пластины». Между башенным автоматом заряжания и боевым отделением танка имелась комбинированная бронепреграда препятствующая поражению танка при поражении боекомплекта.

Вооружение танка – 125 мм пушка повышенного могущества 2А66. Прицельный комплекс должен был состоять из двух панорамических прицелов без ночного канала, ночной панарамический прицел размещался самостоятельно с дистанционной передачей информации от него экипажу.

Изделие «490» вариант Е.А. Морозова

Изделие «490» вариант Е.А. Морозова. Штриховкой показано размещение боекомплекта и топлива

Танк с новой компоновкой и экипажем два человека обеспечивал значительный рост боевых показателей при небольшой массе и габаритных размерах. В то же время переход на экипаж, состоящий из двух человек, был недостаточно проработан, особенно в аспекте командирского танка. Низкий силуэт танка наряду с преимуществами имел и недостатки — низкая линия визирования и возможность утыкания пушки в грунт.

11.07.80. В КБ приехал Воронин смотреть нашу перспективу, с ним были Анищенко, Чубаренко, Рачицкий и другие. Е. А. Морозов был в отпуске. Докладывали два варианта: Мазуренко с экипажем два человека и Ковалюх с экипажем три человека, с вынесенной новой пушкой 125 мм, наводчик и командир слева от пушки.

25-26.03.82. У нас состоялся Совет главных конструкторов по выбору варианта изделия Тополь*, были почти все первые лица. Рассматривали два варианта, большинство высказалось за вариант Ковалюха. Е. А. Морозов докладывал слабо и чувствовалось, что его вариант сырой. В конце выступил Шомин и сказал, что в душе он за два человека, но вопрос управления танком практически неразрешим, поэтому он не может пойти на этот вариант. Приняли вариант Ковалюха.

* — В 1981 году разработка перспективного танка получила шифр ВПК «Тополь».

В 1982 было решено остановится на варианте танка с экипажем из трех человек. Танк имел вынесенную пушку, водитель располагался по левую сторону танка, справа от него размещался внутренний запас топлива объемом 1290 литров, командир размещался в боевом отделении над наводчиком слева от пушки. Посадка и покидание танка обеспечивалось через люк в башне.

Изделие «490А» (Бунтарь)

Изделие «490А» (Бунтарь).

См. Фото модели ходового макета – К 110–й годовщине со Дня рождения Александра Александровича Морозова)

Изделие «490А» Бунтарь

Изделие «490А»

Изделие «490А» вариант В.Р. Ковалюха

Кроме основного вооружения танк оснащался двумя спаренными с пушкой пулеметами калибра 7,62 мм и дистанционно управляемым 12,7 мм пулеметом. Командир для наблюдения и дублирования управления огнем имел панаромический прицел, дневной прицел наводчика размещался с левой стороны башни, тепловизионный прицел размещался по правую сторону от пушки, изображение на экран наводчику передавалось дистанционно. Обзор экипажу обеспечивали с применением оптико-волоконных устройств, размещенных по периметру башни.

Боекомплект размещался изолировано в правой части боевого отделения танка. Танк характеризовался высоким уровнем бронирования, с минимальным количеством ослабленных зон. Бронирование бортов и крыши башни – комбинированное. В 1983 был изготовлен макет танка в натуральную величину для отработки компоновки и размещения оборудования. В 1984 году опытный образец танка начал проходить испытания.

29.01.83. Был с Ковалюхом на деревянном макете машины с вынесенной пушкой, наводчик и командир сидят рядом. Посидел внутри и почувствовал, что вариант компоновки, по всей видимости, получится.

Ходовой макет 490А

Ходовой макет 490А масштабная модель танка 490А

Ходовой макет 490А

(фото: интернет)

Изготовлены два опытных образца 490А

Изделие 477 «Боксер***»

В 1984 году в проект перспективного танка было внесено ключевое изменение, позволившее осуществить значительный отрыв от существующих танков – принятие принципиального решения о применении мощной 152 мм пушки. В процессе разработки «Боксера» конкурс между тремя КБ был объявлен в начале работ. Все представили свои проекты, военные и ВНИИТМ их оценили и сделали однозначный вывод – Ленинград и Тагил ничего нового не предложили и перспективный танк поручили разрабатывать ХКБМ.

Работы по перспективному танку в УКБТМ и КБ ЛКЗ никакими документами не задавались. В публикациях в сети интернет существует ошибочное мнение, что, якобы задачи по созданию перспективного танка 90-х задавались КБ «Спецмаш» а также УКБТМ, что не соответствует действительности. В то же время инициативные разработки в указанных КБ велись, но серьезного уровня они меть не могли, так как не подключались смежники по вооружению, электронике, системам управления и пр. Примером таких работ может служить танк с классической компоновкой «объект 187», сравнимый по характеристикам с серийно производившимся в тот период Т-80УД.

9.10.84. Приехало руководство ГБТУ и ГРАУ во главе с Потаповым и Баженовым с большой свитой смотреть Бунтарь. Отношение военных к машине было настороженное и Баженов ко всему относился предвзято.

В кабинете у Шомина доложили по танку, начались бурные споры, какой калибр должен быть у пушки. На Бунтаре была выносная пушка калибра 125 мм и уже давно шли разговоры об увеличении калибра. Начались голословные споры, какой калибр принять — 140мм или 152мм. В этот момент очень грамотно и четко выступил начальник НТК ГРАУ генерал Литвиненко, нарисовал график и буквально за три минуты доказал насколько эффективен для танка калибр 152мм. С этого момента калибр 152 мм был принят для Боксера и к этому вопросу больше никогда не возвращались.

*** — в конце второй половины 80-х годов тема «Боксер» получила новое обозначение – «Молот». Как вспоминают ветераны, КБ связанно это было с утечкой ряда данных по перспективному изделию за рубеж.

В 1985 году была утверждена новая компоновка танка с 152 мм пушкой. Водитель танка размещался слева, справа от него размещался проектированный топливный бак отделенный перегородкой. Командир и наводчик размещались в корпусе танка под башней и имели прямой визуальный контакт друг с другом. Конструкция автомата заряжания имела замкнутый контур в задней части боевого отделения, подпитка боеприпасами осуществлялась из изолированного отсека расположенного между моторно-трансмиссионным и боевым отделением.

У наводчика имелась возможность ручного дублирования наведения вооружения и поворота башни. Многоканальный прицел наводчика предполагал визуальный, тепловизионный, телевизионный канал, канал наведения управляемого вооружения и лазерный дальномер и систему автоматического сопровождения цели. Имелся вспомогательный шарнирный прицел. Рабочее место командира оснащалось панарамическим прицелом. В центральной части боевого отделения размещался пульт управления ТИУС, доступ к которому имел командир и наводчик-оператор.

Слева БПС калибра 152 мм в сравнении с БПС калибра 125 мм

Слева БПС раздельного заряжания калибра 152 мм в сравнении с БПС калибра 125 мм

На протяжении всего периода рабат над перспективным танком имели место постоянные проблемы и задержки связанные с разработкой и поставок комплектующих, прежде всего связанные с отставанием СССР в области тепловизоров и ЭВМ. В 1986 году ЦКБ КМЗ предложила установить на танк, в качестве временного решения разрабатываемый для серийных танков тепловизионный прицел «Агава-2», от этого предложения КБ отказалось. В 1987 году был собран первый образец танка без прицельного комплекса и автомата заряжания. На 1988 год надежной работы автомата заряжания в танке добиться все еще не удалось, несмотря на то, что автомат работал на стенде в танке с ним были проблемы. Несмотря на это показ высокому руководству (министр обороны Язов, министры Миноборонпрома, Минрадиопрома, Минтяжмаша, Минмаша, Ивановский, Шабанов, Галкин, Баженов, Герасимов, Захаров, представителям ЦК КПСС) первого образца танка прошел успешно — машина показала на удивление высокую скорость (63 км/час). Произвели выстрел, также удачно.

Вооружение танка состояло из 152 мм пушки 2А73, спаренного пулемета калибра 7,62 мм (в изначальном варианте 2 пулемета), зенитного пулемета калибра 12,7 мм. Впоследствии устанавливалась автоматическая пушка калибра 23, а позднее 30 мм. Танк оснащался устройством для автоматического учёта теплового изгиба ствола в плоскостях ВН и ГН.

Лотки для снаряда и дополнительного заряда автомата заряжания изд. 477.

Лотки для снаряда и дополнительного заряда автомата заряжания изд. 477

Сверху на лотке заряда имеются зацепы для захвата выстрела механизмом подъема. Для обеспечения компактности обеспечивается частично вращение лотка снаряда и дополнительного заряда относительно друг друга. По мере расходования выстрелов в расходной укладке автомата заряжания (8 выстрелов) лотки автоматически пополняются из комовых транспортеров (32 выстрела).

Пополняющий механизм заряжания включал два транспортера – верхний для зарядов, нижний для снарядов. Каждый транспортер представлял собой замкнутую цепь в лотках, которых размещались снаряды и заряды. Привод транспортеров электромехангический.

Выброс поддонов осуществляется через люк в кормовой части крыши вынесенной башни. Проблемы автомата заряжания были связаны с необходимостью полной механизации всего боекомплекта выстрелов калибра 152 мм. Доработки автомата заряжания потребовали немалого времени.

Для сравнения у созданного УКБТМ танка объект 195, также оснащенного 152 мм пушкой механизированный боекомплект составлял 24 выстрела. У танка Т-14 «Армата» боекомплект для 125 мм пушки 32 выстрела.

Танк выглядел весьма внушительно по сравнению с серийными машинами. Так высота линии огня у изделия «477» составляла 2088 мм, у Т-64 – 1630 мм. Длина танка с пушкой вперед составляла 10650 мм, у Т-64 – 9225 мм. Высота по крышу башни – 2434 мм, у Т-64 2170 мм.

Изделие «477» (Боксер). Ранний вариант

Схема размещения топлива, боекомплекта и экипажа изделия «477»

Схема размещения топлива, боекомплекта и экипажа изделия «477»

Бронирование носового узла корпуса танка имело модульную структуру, его габарит составлял боле 1 м по ходу снаряда, большое внимание было уделено защите танка сверху, а также защите бортов. Бронирование бортов имело пятипреградную структуру, люки экипажа также имели мощную многослойную защиту. Важным аспектом в обеспечении выживания танка на поле боя была активная защита. Рассматривались различные варианты – Арена, Дождь, Дрозд, Шатер.

На изд. «477» были реализованы и испытаны узлы ходовой части, на основе изд. «434», повышающие их эксплуатационную характеристику:

  • опорные катки с промежуточными резиновыми амортизаторами, уменьшающими износ ободьев и повышающие устойчивость гусениц;
  • подвески с увеличенным динамическим ходом, гидроамортизаторы с двухступенчатой характеристикой, торсионы дифференцированной жес­ткости, повышающие плавность хода и скорости изделия;
  • гусеницы с закрытым металлическим шарниром (ЗМШ) последова­тельного типа шириной 580 мм, улучшающие зацепление с ведущим коле­сом и сцепляемотью с грунтом, уменьшающие потери в гусеничном движи­теле и значительно повышающие устойчивость гусеничного обвода.

Также были изготовлены усовершенствованные варианты изделие «477А», один из которых оснащался газотурбинным двигателем и был изготовлен с применением в ходовой части узлов изделия «219». При этом масса ходовой части выполненной по типу изделия «434» имела массу 6760 кг, на базе «219» — 8853 кг, т.е. на 2093 кг выше. Танки этой модификации также комплектовались вспомогательной силовой установкой размещенной на надгусеничной полке справа. Изменения также затронули моторно-трансмиссионное отделение.

В процессе совершенствования танк получил в дополнение к основному вооружению автоматическую пушку, было изменено размещение спаренного пулемета. Использование 152 мм вынесенной пушки, с одной стороны, позволило снизить профиль башни и уменьшить забронированное пространство, с другой, ее в итоге пришлось закрыть от внешних воздействий бронированным кожухом и она стала полувынесенной, получив наружное бронирование.

С целью повышения огневой мощи танка для поражения наземных и воздушных целей танк получил в дополнение к основному вооружению автоматическую пушку. Наведение и стабилизация пушки по вертикали независимое, по горизонтали – вместе с башней. Было изменено размещение спаренного пулемета, размещение смотровых приборов экипажа и пр. Использование 152 мм вынесенной пушки, с одной стороны, позволило снизить профиль башни и уменьшить забронированное пространство, с другой, ее в итоге пришлось закрыть от внешних воздействий бронированным кожухом и она стала полувынесенной, получив наружное бронирование.

Приняв компоновку с вынесенной пушкой, что в мировом танкостроении еще никто не делал, разработчики столкнулись с очень серьезной проблемой. Вначале она была размещена на крыше башни в небольшом ложе. Первый же изготовленный образец показал, что эксплуатировать танк с такой пушкой просто невозможно. Вынесенная пушка никак не защищена не только от снарядов, а и от всего, что попадает на танк – вода, грязь, ветки, камни. К тому же при заряжании открывается доступ внутрь машины и все что попало в ложе проваливается внутрь. Проблема, казалось бы, и простая, но решать ее не удавалось. В итоге закончилось тем, что пушку забронировали и на башне появился кожух, который увеличил вес машины и перекрывал поле зрения приборов прицельного комплекса. Особенно это коснулось панорамы, пришлось существенно увеличивать ее перископичность.

Принятые технические решения по танку позволили обеспечить существенный отрыв от существующего поколения машин. В тоже время, погнавшись за максимальными техническими характеристиками по огневой мощи и защищенности, превысив при этом даже требования Гензаказчика, пришлось жертвовать весом машины, который дошел до критической точки и заставил делать отдельные узлы из титана. Так из титана изготавливался оборудование для самоокапывания, крышки контейнеров блоков динамической защиты и ряд других элементов. Все возникающие технические проблемы были решаемы и постепенно они уходили, но для этого требовалось время, иногда очень значительное. Конструкторско-доводочные испытания продолжались в 89-90 году, в 1992 году планировались государственные испытания опытной партии машин. Еще до завершения ГИ заказчик требовал изготовления опытной партии 50 машин. Но, в итоге танк был доведен в весьма неудачный момент развала СССР, когда приоритетом стало выживание предприятий, а не дорогостоящие перспективные разработки.

танк изделие 477 Молот Танк Молот на хранении в УПИ

Танк Молот на хранении в УПИ

(фото: интернет)

Изготовлено более 10 образцов. Создан задел для изготовления предсерийной партии. Танки хранятся на испытательной базе ХКБМ (УПИ). Также несколько образцов находятся на территории РФ. Вполне вероятно, что демонстрация в РФ танков «Армата» возобновит интерес к перспективному танку ХКБМ как со стороны страны разработчика, так как вариант совместного проекта с зарубежными заказчиками.

Развитие в постсоветский период (Нота)

танка 477 с новым автоматом заряжания на базе узлов ходовой части изд. «434»

Вариант танка 477, получивший с новым автоматом заряжания на базе узлов ходовой части изд. «434», выпуск 1993 г.

Изменена также броневая защита башни, лобовой части и бортов корпуса, устанавливается защита гусеничной ветви спереди. Модули защиты башни и корпуса выполнены из титана.

В танке было две «изюминки» — полувынесенная 152 мм пушка и комплекс управления. То, что было заложено в перспективном танке, на тот период, не имело аналогов ни на одном танке в мире. Многое не реализовано и по сей день. Начиная от прицельного комплекса со всевозможными каналами управления и кончая бортовым вычислительным комплексом, спутниковой навигацией, ЗАС, системой госопознавания, системой управления движением и огнем танка по радиокомандам. Также велась отработка СУО с телевизионным каналом с автоматом захвата и сопровождения цели и лазерным каналом на СО2 для наведения ракет с полуактивной головкой самонаведения и радиолокационная станция обнаружения и захвата цели. Экспериментальные образцы РЛС, проверяли на танке (РЛК «Аргузин», ВНИИ Сигнал). Результаты поначалу были неудовлетворительные, подстилающая поверхность искажала сигнал, и даже подвижную цель трудно было обнаружить на местности.

После многих конструкторских проработок и испытаний, заказчик принял решение перейти на новый выстрел с большими габаритами, под который и разработали новую конструкцию автомата заряжания. Новый выстрел имел весьма солидные габариты – до 1,8 м. Главная задача состояла в обеспечении надежной автоматизированной укладки и как можно большее число выстрелов и как можно меньшее время подготовки и производства первого выстрела, которое является одним из определяющих характеристик танка. Такая конструкция дает возможность резко сократить это время, так как нет двойного досылания. Был разработан новый автомат заряжания, состоявший из размещенного в центре боевого отделения расходного барабана на 10 выстрелов и двух пополняющих барабанов размещенных вдоль корпуса на 12 выстрелов каждый. При всех минусах на него пошли по причине значительного сокращения времени подготовки и производства первого выстрела (менее 4 с) и существенного упрощения конструкции АЗ.

Развитие танка 477, получившее после развала СССР в Украине обозначение Нота продолжилось. Были изготовлены опытные образцы танка на базе узлов ходовой части изд. «434» и «219». Работы по новому танку велись до начала 2000-х годов совместно с РФ.

Перспективный танк разрабатывался с привлечением предприятий всего бывшего СССР. Так пушка 2А73 и боеприпасы к ней разрабатывались и изготавливались на территории РФ, поэтому реализация проекта в рамках недостаточного финансирования ВС на территории Украины на данный момент без привлечения внешних источников затруднительна, хотя попытки создания 152 мм пушки киевским КБ-А и осуществлялись. Ряд реализованных для изд. 477 и его вариантов элементов, включая ТИУС, были внедрены на танке «Оплот».

Изготовлено 2 образца на базе элементов ходовой изд. 434 и 219

Альтернативные варианты

В рамках работ по новому танку существовало два направления, одно из которых (В.Р. Ковалюх) предусматривало создание танка на основе традиционных в танкостроении технологий.

Другое (А.В. Бершов) предусматривало создание танка с электромеханической трансмиссия и электромагнитной пушкой. Механическая ветвь трансмиссии была разработана А. А. Сакуном (ХКБМ им. А.А. Морозова), электрическая ветвь (электроблок) — В.И. Трофименко МЭИ г. Москва.

«Изюминкой» танка был электроблок, который позволял «почти мгновенно» переходить с режима электродвигателя в режим генератора, преобразовывая кинетическую энергию танка в электрическую и, создав кратковременно двойную мощность двигателя, произвести выстрел. Систему охлаждения электроблока разрабатывал Киевский институт теплотехники. К концу 1990 года технический проект ЭМТ был завершен. В качестве завода-изготовителя был выбран московский завод «Большевик». Развал СССР (август 1991 г.) поставил окончательный «крест» на проекте танка с ЭМТ.

Мнения экспертов

«Молот» постигла судьба бурана, но в отличие от последнего

он был не просто копированием не всегда удачных зарубежных идей

а прорывом в танкостроении.

В данный момент внешний облик и характеристики танков разработанных в рамках тем «Бунтарь» и «Боксер» не разглашаются. Единственные доступные данные в интернет включают на данный момент единственное фото танка размещенного на одном из болгарских военно-исторических форумов. Единственным достоверным источником по теме являются опубликованные в 2009 году дневники Ю. Апухтина, одного из разработчиков перспективного танка.

Тем не менее, в сети тема пользуется огромным интересом, учитывая, что возможности публикации фото и прочей документации по данному вопросу на данный момент затруднительна по теме возникает много спекуляций.

В качестве примера можно привести дискуссию по теме от российских экспертов А. Хлопотова и В. Мураховского. В беседе дается сравнение идей танка разработки ХКБМ и танков разработки УКБТМ – Т-95 и Т-14.

Мураховский: Про впечатления скажу так. Самые офигительные получил при первом знакомстве с об.195 — разрыв шаблона, настроенного на классическую компоновку, продолжительный опыт тесного «общения» с панцерами от Т-54 до Т-80, их зарубежными «партнерами». Поткин возглавил революцию в мировом танкостроении. Чертили многие, а он с соратниками из НТ воплотил.
Семейство «Армата» — наследник решений того времени, при всем уважении к нынешним работникам УКБТМ. Но и перед Терликовым стоит гигантская задача — запустить семейство в серию.

Хлопотов: Поткин конечно был Человек именно с большой буквы, но, опять же, не стоит так перегибать. Ознакомившись с рабочими материалами по Молоту, Нотте и Белке, я куда больше зауважал ребят из Харькова во главе с Шоминым. Т-95 по сравнению с теми машинами был полным отстоем! Вот Вы сами, как офицер-танкист, как себя чувствовали бы в бою, имея всего 24 снаряда в БК? И это при том, что ваш борт протыкается любым более-менее современным РПГ?

Хлопотов (по поводу танка «Армата»): Дык я с самого начала был к ней в оппозиции. В 195 хоть какой-то смысл был, хоть исполнение полное г. ВИМ вон в соседней ветке писал, что у него «был разрыв шаблона» когда он увидел 195, а у меня такой разрыв случился, когда я получил исчерпывающие материалы по харьковским и питерским машинам, вот тогда мне что-то сильно погрустнело…

Воспоминания испытателя одного из вариантов танка (1998-2000 г.):

ГАБТУ, ГКОТ, Академия БТВ, отраслевые НИИ и прочие ключевые участники… из всего СССР как раз и разрабатывали концепцию Молота. Да, идея была харьковская, но реализация с учетом ГАБТУ, ГКОТ, Академия БТВ, отраслевых НИИ и прочие ключевых участников. Так что не нужно показывать всем себя в роли Ивана, не помнящего родства. Это пованивает «дерьмократизмом».
Я последний раз был в ХКБМ в декабре 2000 года. За период 1998-2000
гг я не однократно сидел в данной машине, управлял вооружением. На декабрь 2000 Молот СЛЕЛАЛ несколько десятков выстрелов. Это была ЖИВАЯ машина, я ее ОЩУЩАЛ.

…Отойдя метров 200 от станции метро, вы попадаете в мир, который совершенно отделен от нашей действительности. Здесь все подчинено одному строгому ритму — выдать “на гора” очередной образец бронетанковой техники.

Широкая проходная свидетельствует о многочисленности рабочего персонала данного предприятия. Бдительный вахтер довольно долго сличает ваш «фейс» на пропуске с оригиналом. Не найдя особых отличий, благосклонным кивком разрешает проследовать за проходную завода.
Если знать, куда идти, то не очень долго плутая по заводским проулкам, вы, в конце концов можете приблизиться к одному из внутренних строений, в обиходе называемым «опытной сборкой». Опять очередной «вохр» бдительно смотрит так называемый «внутренний пропуск», выискивая в нем нужный штампик, позволяющий вам зайти в данный цех.

И вот вы уже в святая святых ХКБМ – в цеху опытной сборки. Поскольку танк без вооружения – это просто «мирно пашущий землю трактор», то сначала пройдем в сектор отработки того устройства, который и отличает танк от трактора. Оно называется «МЗ» — т.е. механизм заряжания.

Сработанный в габаритах реального танка трубчатый каркас раскрывает всю начинку «мирно пашущего трактора». Поднимемся же по ступенькам на уровень его корпуса и попробуем опуститься в люк механика-водителя, расположенный по оси машины. Как не странно, но именно на его месте можно воочию увидеть и пощупать руками силу огневой мощи танка. Триплекс, педали, рычаги управления – все это обычно. Для тех, кто видел танк «не на картинке», новым будет наличие по бокам от рабочего места механика-водителя парочки «револьверных» барабанов в калибре явно не 7,62мм. На всю длину отделения управления протянулись основные боеукладки (БУ) танка. Умные системы различают, когда и куда был вложен данный тип боеприпаса. От плечей «мех-вода» до вращающихся барабанов — не более 150 мм. Скромненько, но со вкусом – в танке нет лишнего места. В данных «револьверах» расположен основной боекомплект танка. Возникает резонный вопрос – «а куда это все это деется»?

Для ознакомления с данным вопросом последуем в боевое отделение. Покидаем отделение управления и занимаем место в боевом отделении. Как все последние изделия ХКБМ, оно имеет классическую схему – наводчик-оператор (НО) слева, а командир танка (КТ) справа. Увы, но руки пожать друг другу они не могут – очередной «револьвер» их разделяет. Это так называемый «расходный» барабан. И сразу опять возникает вопрос – «а кто в данном теремочке живет?» А живут там те, кого переслали в процессе загрузки из основной боеукладки. Номенклатуру «проживающих» в данном теремке (как и в основных БУ) определяет соответствующий приказ.
Итак, мы имеем чем стрелять. А как это сделать? Молча.

Системы поиска, обнаружения и опознавания целей позволяют вести огонь из танкового вооружения, как наводчику-оператору, так и командиру танка. Жаль, правда, что для них (каждого) выделено всего лишь по 0,8 «куба» пространства. Да, некоторый дискомфорт ощущается, но только на первых порах. После пары-тройки часов, проведенных в данном «саркофаге», уже ничего вас не стесняет и не мешает вам «работать».

А почему мы, как говорят в Одессе, мы имеем работать? А по всему. Широко панорамные многоканальные прицелы позволяет как НО, так и КТ использовать все возможности танкового вооружения. Могущество боеприпасов позволяет поражать как бронированные, так и открыто расположенные цели. С достаточной вероятностью поражения и на достаточно большой дальности. А с учетом УР- (управляемой ракеты), так и вообще – на пределе видимости для типового театра военных действий. Так что пока «абраша» нас будет выискивать на центральную марочку, мы его уже сделаем. Хотя в Украине «абраши» уже в качестве союзников присутствуют.

А. Тарасенко. BTVT.narod.ru

Дата публикации: 4-10-2015

Категория: Танки СССР

  Яндекс.Метрика