История полна парадоксов. Один из них связан с немецкими и английскими танковыми войсками двух крупнейших конфликтов ХХ века. Во время Первой мировой войны Великобритания 15 сентября 1916 года впервые применила танки для прорыва германских позиций. В этот день «родился» новый род войск. Англичане в течение всей войны разрабатывали новые модели танков. Они серийно выпускали тяжелые и средние машины. Их количество постоянно увеличивалось. В то же время германское верховное командование не считало этих «неповоротливых монстров» перспективным видом оружия. В Берлине приступили к постройке танков только в 1917 году и в небольшом количестве. Пройдет всего 20 лет и немецкие танковые войска (Panzerwaffe) будут наводить ужас на всю Европу. А что же пионеры танкостроения – англичане? Они за всю Вторую мировую войну так и не смогут дать адекватный ответ немецким Тиграм и Пантерам. Даже банальное количественное производство бронетехники в Англии будет отставать и от Германии, и от СССР, и от США.
Итак, в 1916 году на полях сражений появились сначала английские, затем французские танки. Слово танк в английском языке означает: бочка, цистерна. Первые машины действительно, чем-то походили на емкость для горючего. Отсюда и название. Они были тихоходны, неповоротливы, часто ломались. Первый ужас, вызванный появлением этих монстров, прошел. Немцы стали развивать противотанковую оборону. Хотя уже в ноябре 1916 года создается комиссия для работы над созданием немецкого танка, военные считают это пустой затеей и напрасной тратой средств. Заказчиком работ выступало 7-ое (транспортное) отделение Общего управления Военного министерства (Abteilung 7, Verkehrswesen), сокращенно A7V.
По аббревиатуре заказчика первый немецкий танк получил название A7V. Прототип был продемонстрирован 30 апреля 1917 года. Машина разрабатывалась в спешке, что сказывалась не ее технической надежности. Из-за исправления различных недостатков работы затянулись. Первый серийный танк построили только в конце октября. При изготовлении шасси им присваивался номер от 500 и далее. Под этими номерами и числились танки. Кроме того некоторые машины получили уникальные имена: Гретхен, Мефисто, Циклоп, Геркулес, Вотан и т.д.
Танк A7V весил 30 тонн. Внешне сильно напоминал железнодорожный вагон. Его габаритные размеры (длина х ширина х высота): 7305х3060х3300 мм. Экипаж 18 человек (командир, водитель, 2 механика, наводчик, заряжающий, 6 пулеметчиков, 6 помощников пулеметчиков). Вооружение: 57-мм пушка Максима-Норденфельдта, 6х7,92-мм пулеметов MG 08 (системы Максима). Пушка устанавливалась в носовой части танка (боекомплект 180 выстрелов). Пулеметы по два в каждом борту и в корме (боекомплект 10000 – 15000 патронов). Лобовая броня — 30 мм, борта и корма — 20 мм, крыша — 15 мм. В движение танк приводили два карбюраторных двигателя, каждый мощностью 100 л.с. (устанавливались в центре корпуса). Они обеспечивали скорость 10-12 км/час. Запас хода составлял 35 км.
Долго немцы не могли определиться с официальным названием бронетехники. Английский термин «Tank», они принципиально не хотели использовать. В результате употреблялось несколько вариантов названий, и лишь под занавес войны с сентября 1918 года танки стали обозначаться «Sturmpanzerwagen», в переводе штурмовая бронированная машина.
Всего с октября 1917 по сентябрь 1918 было выпущено 20 танков A7V. Конечно, такое количество не могло изменить ход войны. Англичане и французы к тому времени применяли танки сотнями. Впервые германские A7V вступили в бой 21 марта 1918 года на берегах канала Сент-Квентин. Что примечательно, это место расположено примерно в 50 километрах от района, где впервые использовались английские танки.
Немецкие бронированные войска были малочисленны, к тому же часто применялись разрозненно. Английских трофейных машин в их составе было больше чем отечественных. Танк A7V имел целый ряд недостатков. Его большие размеры делали его легкой мишенью. За размеры и за дымящие трубы в войсках его прозвали «тяжелой походной кухней». Плохая вентиляция приводила к сильной загазованности и повышению температуры внутри танка. Во время переходов экипаж предпочитал располагаться на крыше. A7V имел низкую проходимость. А из-за высоко расположенного центра тяжести, мог опрокинуться даже на небольшом уклоне. В целом на своем первом танке немцы повторили многие ошибки англичан и французов, и добавили к ним свои.
После поражения в Первой мировой войне Германии пришлось пустить уцелевшие танки на слом.
Танк Sturmpanzerwagen и его многочисленный экипж.
Экипаж во время движения предпочитал располагаться на крыше танка.
Движется «тяжелая походная кухня».
Во время транспортировки танков A7V по железной дороге верхняя рубка могла
складываться, для уменьшения его высоты.
Судя по каскам, французские солдаты возле опрокинувшегося A7V.
Англичане в захваченом немецком танке.
На самом деле основу германских танковых войск составляли
английские трофейные танки.
\