North American B-25 Mitchell
North American B-25 MitchellНа аэродроме.На взлете.В полете.Носовая часть B-25.С ветерком
с дымком
Характеристики
Страна изготовитель
США
Экипаж
4-6 человек
Масса
Пустого 8836 кг;
Взлетная 15876 кг
Длина
13,13 м
Размах крыла
20,6 м
Площадь крыльев
56,67 м2
Двигатель
2*Wright R-2600-92 Cyclone
Мощность
2×1700 л.с.
Максимальная скорость
438 км/ч
Крейсерская скорость
370 км/ч
Потолок практический
7375 м
Дальность полета
2173 км
Вооружение
12×12,7-мм пулеметов
Бомбовая нагрузка
1814 кг
Описание
История В-25 Mitchell («Митчелл») самого массового двухмоторного бомбардировщика ВВС американской армии начиналась как раз с проекта штурмовика. В 1938 году военные выдали авиационным фирмам требования к будущему самолету категории «А». Фирма North American, занимавшаяся до того лишь легкими и учебными самолетами, решила попытать счастья, и к январю 1939 года на свет появился NA-40 двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением и носовой стойкой шасси. Победителем этого конкурса, однако, признали самолет компании «Дуглас», впоследствии известный как А-20 Boston.
После объявления результатов конкурса были опубликованы новые требования к пятиместному среднему бомбардировщику. Оговаривались максимальная скорость (около 480 км/ч), дальность (3200 км) и бомбовая нагрузка (1362 кг). Конструкторы, возглавлявшие проект NA-40 Х. Эванс и Дж. Этвуд, решили на его основе создать новый самолет, получивший фирменное обозначение NA-62. После демонстрации чертежей военным последние, не дожидаясь постройки прототипа, сразу заказали 184 новых бомбардировщика, обозначив их В-25.
Фирма так и не построила опытной машины первый сразу серийный В-25 подняли в воздух 19 августа 1940 года пилот В. Бриз и бортинженер Р. Феррэн. Следует отметить, что В-25 не был единственным победителем конкурса бомбардировщиков: вместе с ним большого заказа (также «с чертежной доски») удостоилась фирма «Мартин» М-179 (будущий В-26).
Реализуя заказ на 184 В-25, фирма выпустила три модификации самолета, постепенно увеличивая боевую мощь. Вначале появились 24 В-25 (без буквенного индекса модификации). Оснащенные двигателями «Райт» R-2600-9 (1350 л.с. в полете), эти машины несли 1088 кг бомб и весьма умеренное стрелковое вооружение один пулемет (7,62 мм) в носу, два таких же в бортах фюзеляжа за крылом и один крупнокалиберный (12,7 мм) в хвосте. Самолет, поступивший на вооружение в феврале 1941 года, развивал 518 км/ч на высоте 3,5 км и обладал дальностью 3200 км. Первые машины позволили окончательно определить внешние контуры В-25, которые после этого оставались практически неизменными вплоть до окончания выпуска менялось в основном оборонительное вооружение, защита, двигатели и топливная система.
В-25А отличались лишь бронированием мест экипажа и протектированными топливными баками, что привело к возрастанию массы самолета и сокращению запаса топлива. Как следствие, скорость и дальность уменьшились. На 129 машинах модификации В-25В был сделан новый важный шаг по пути усиления оборонительных возможностей вместо бортовых пулеметов и задней турели появились две верхняя и нижняя башни «Бендикс» с электроприводом обе имели по два крупнокалиберных пулемета.
К концу 1941 года фирма передала военным 171 самолет, получивший 1 октября 1941 года боевое имя «Митчелл» в честь генерала У. Митчелла. ВВС были вполне довольны новым бомбардировщиком, и вскоре последовали гораздо более крупные заказы. Стало очевидно, что завод фирмы в Инглвуде (Калифорния) вряд ли справится с таким объемом работ. В сжатые сроки в Канзас-Сити совместными усилиями «Норт Америкэн» и автомобильного гиганта «Дженерал моторc» появился новый завод, подключившийся к программе выпуска «митчеллов» с начала 1942 года.
Применение «митчеллов» в бою началось весной 1942 года на Тихом океане. По мере того как базами американской авиации становились небольшие полосы в джунглях или на крошечных островах, все более важное значение приобретали такие факторы, как простота пилотирования и обслуживания, короткие взлет и посадка. Тихий океан, Китай и Бирма стали районами, где В-25 вытеснили В-26, в то время как в Северной Африке они использовались совместно.
В боевой биографии «Митчелла» странным образом наиболее известным стал эпизод, совершенно нетипичный для этой машины. Речь, конечно, идет о налете на Токио или «Рейде Дулиттла» 18 апреля 1942 года. 16 В-25В были специально облегчены и, возглавляемые полковником Дж. Дулиттлом, взлетели с палубы авианосца «Хорнет». Спустя несколько часов они сбросили 227-кг бомбы (по 4 на машине) на цели в Токио, Кобэ, Иокогаме и Нагое. Результат этой акции, разумеется, был чисто пропагандистским.
Бомбардировщики B-25 поставлялись в СССР по программе ленд-лиза.
По данным, опубликованным в журнале «Мир авиации», первые машины (В-25В) прибыли морским путем, в СССР в конце 1941 года. Переучивание на «митчеллы» началось весной 1942 года, после чего они короткое время использовались для дневных налетов и поддержки войск. Вскоре для краснозвездных В-25 (позже поставлялись модификации C/D и J) нашлось более рациональное применение в Авиации дальнего действия.
Всего было выпущено 4390 B-25J, а самолет, переданный ВВС 15 октября 1945 года, стал последним из
9889 «митчеллов».