ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Информация
В этом проекте, о технике Второй мировой войны, будет собираться, обрабатываться и выставляться вам на показ информация максимально приближенная к действительности.

Новый раздел сайта посвящен танкам КВ.

Производство
Обзор боевых действий
Военная литература
Годы выпуска

  

История ВОВ
Выставка:
19 августа стало чёрной датой Сталинградской битвы - танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки подробнее...
В июле 1942 года, когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную подробнее...
Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами подробнее...
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Он состоял в том, чтобы мощными фланговыми ударами отсечь ударную группировку противника от подробнее...
Гвардейские стрелковые дивизии     Наименование и номера дивизий, время их участия в битве Командиры дивизий 1 гвардейская стрелковая подробнее...
Оборонительное сражение на ближних подступах к Сталинграду (15 августа - 12 сентября 1942 г.). Боевые действия 64-й и 57-й армий на южном фасе внешнего и среднего оборонительных обводов (17 - 26 подробнее...
Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска. Со Сталинградом связана решающая битва, подробнее...
Уже 66 лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали подробнее...
Командный состав фронтов и армий, участвовавших в Сталинградской битве Наименование фронтов, армий Командующие Члены военных советов Начальники штабов Фронты подробнее...
Всеми любимый Никита Хрущев, имя которого ассоциируется с «оттепелью», либерализацией и развенчанием культа личности Сталина, кем он был во время войны, какую роль сыграл в Победе? Был ли подробнее...
Метки:
1939, 1941, 1942, 1943, ausf, Герои ВОВ, Ленинград, СССР, Сталинград, Фронтовые фотографии, автомобиль, армия, башня, бездорожье, блокада, бомбардировщик, броня, война, войска, вооружение, гаубица, город, двигатель, завод, испытание, истребитель, карты Сталинградской битвы, ленд-лиз, машина, орудие, пулемет, пушка, самолет, скорость, снаряд, советский, танк, танковый, фронт

Показать все теги
Главная » Артиллерия СССР » День рождения русской зенитной ракеты


День рождения русской зенитной ракеты

Артиллерия СССР

26 апреля 1953 года с полигона Капустин Яр по самолету-мишени впервые открыл стрельбу зенитно-ракетный комплекс С-25 «Беркут».

Строить позиции для первой системы зенитно-ракетной обороны начали одновременно с первыми боевыми запусками ракет В-300, в 1953 году. Собственно, именно системе С-25 Московская область и обязана двумя «бетонками» — Малым и Большим московскими автомобильными кольцами.

Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут». Фото: kollektsiya.ru

Профессиональные военные праздники в нашей стране нередко отмечаются в дни, которые когда-то были датами не самых важных, но наименее секретных событий. Так, например, произошло с Днем зенитно-ракетных войск. Он отмечается 8 июля в память о том, что именно в этот день в 1950 году в структуре Главного командования противовоздушной обороны было создано управление зенитно-ракетных войск. При этом, что примечательно, ни самих войск, ни даже вооружения для них еще не имелось: постановление Совета министров СССР, которым давался старт разработке первой отечественной стационарной зенитно-ракетной системы, подписано 9 августа 1950 года. Сами же солдаты и офицеры зенитно-ракетных войск (ЗРВ), равно как и создатели отечественных зенитно-ракетных систем, предпочитают считать настоящим днем рождения 26 апреля 1953 года. Это был день, когда первая зенитная ракета, входящая в состав первого зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут», была запущена по реальному самолету-мишени.

Это событие осталось совершенно незамеченным широкой публикой. Советский Союз всегда отличался слегка маниакальным отношением к вопросам секретности, поэтому о том, что именно случилось 26 апреля 1953 года на испытательном полигоне Капустин Яр в Волгоградской области, знали только сами участники испытаний. Среди них были как представители КБ и заводов, где разрабатывались первые зенитные ракеты, так и солдаты и офицеры разных родов войск, обеспечивавшие боевой запуск. Плюс летчики военной авиации, пилотировавшие самолет Ту-4, служивший мишенью для первой зенитной ракеты. Конечно, в момент старта ракеты экипажа на борту уже не было: пилоты по команде с земли покинули самолет в заданном районе и приземлились на парашютах. Но обойтись без них пока не было никакой возможности: беспилотные варианты самолетов-мишеней только разрабатывались. Как, собственно, и ракеты, для которых они могли потребоваться.

Выбор именно туполевского дальнего бомбардировщика Ту-4, первого советского самолета, способного нести атомное оружие на борту, в качестве мишени был неслучаен. Ведь эта машина создавалась, и из этого никогда не делалось секрета, на основе американского бомбардировщика В-29. Она фактически была его точной копией, но с более мощным оборонительным вооружением, более сильными моторами и отечественной улучшенной радиостанцией. В начале 1950-х «суперкрепости» В-29 и их «наследники», реактивные В-47, согласно планам времен холодной войны, были основным средством доставки американского ядерного оружия на территорию СССР. Так что у советских зенитчиков появилась уникальная возможность отрабатывать запуски первых зенитных ракет на улучшенном варианте их реальных целей.

Что касается самой системы С-25 «Беркут», то ее создание предусматривалось планами советского руководства по разработке зенитного щита вокруг Москвы на случай ядерной войны. Поскольку в то время единственным средством заброски спецбоеприпасов на территорию потенциального противника были только стратегические бомбардировщики, а истребительная авиация ПВО и зенитная артиллерия имели ограничения по высотности, всепогодности и круглосуточности применения, столица требовала совершенно новой системы противовоздушной защиты. И так как работы по ракетной тематике в СССР шли еще с 1930-х годов, а сразу после войны резко продвинулись за счет изучения трофейной немецкой техники, решено было сделать ставку на зенитно-ракетную систему. Причем не только наземного, но и воздушного базирования: по первоначальному плану в «Беркут» планировалось включить зенитные управляемые ракеты наземного старта В-300 и их уменьшенный аналог воздушного старта Г-300, носителями которых должны были стать самолеты с индексом Г-400, а фактически все те же Ту-4. Но в итоге от планов по Г-300 отказались, и первая зенитно-ракетная система обороны Москвы осталась исключительно наземной.

Разработкой ракеты В-300 — главного оружия комплекса С-25 «Беркут» — занималось ОКБ-301 под руководством авиаконструктора Сергея Лавочкина (ныне НПО его имени, легендарный разработчик космической техники). Созданием наземной инфраструктуры для запуска лавочкинского «изделия» занялось КБ спецмашиностроения под началом Владимира Бармина, а генеральным разработчиком стало КБ-1, которым в то время руководили Сергей Берия (сын наркома Лаврентия Берии) и Павел Куксенко. После них бюро возглавил легендарный конструктор Александр Расплетин, чье имя теперь носит знаменитое НПО «Алмаз».

Стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут»

Стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут». Фото: kollektsiya.ru

На постановлении от 9 августа 1950 года, ставшем отправной точкой в истории первой русской ЗРК С-25 «Беркут», рукой руководившего тогда страной Иосифа Сталина было написано дополнение: «Мы должны получить ракету для ПВО в течение года». И в принципе это было выполнено: первый запуск ракеты В-300 на полигоне произвели 25 июля 1951 года. Но запуск единственной ракеты — лишь один из первых шагов к созданию системы, ради разработки которой в структуре Совета министров было создано специальное Третье главное управление. Требовалось отработать, испытать и заставить работать совместно все элементы новой системы, и для этого на полигоне Капустин Яр создали целый испытательный комплекс. В его состав вошли четыре площадки: № 30 (техническая позиция подготовки ракет системы С-25 к пускам), № 31 (жилой комплекс для обслуживающего персонала испытаний), № 32 (можно сказать, основная, поскольку это была стартовая позиция ракет В-300) и № 33 (там разместился опытный образец центрального радиолокатора наведения).

На доводку, подготовку и согласование элементов системы С-25 ушел год с лишним: только 2 ноября 1952 года удалось испытать опытный образец комплекса, отработав стрельбу по радиоэлектронной имитации неподвижной цели. В январе 1953-го прошла серия стрельб по парашютным мишеням, а 26 апреля того же года ракетой впервые стреляли по самолету-мишени Ту-4. Эти запуски продолжались до 18 мая, после чего в сентябре-октябре по требованию командования ВВС провели еще одну серию контрольных полигонных испытаний со стрельбой по самолетам-мишеням Ил-28 и Ту-4.

Наконец, в январе 1954 года Совет министров принял решение построить в Капустином Яру полномасштабный зенитный ракетный комплекс для повторного проведения госиспытаний. Они начались 25 июня 1954 года, практические стрельбы — 1 октября, и до 1 апреля 1955 года на полигоне произвели 69 пусков по самолетам-мишеням Ту-4 и Ил-28. На этот раз их уже пилотировали командами с земли. Поскольку было очевидно, что одной системой С-25 дело не ограничится и, значит, летающих целей нужно больше, а с ростом их числа возрастает и риск случайной потери экипажа, одновременно с разработкой «Беркута» создали и радиоуправляемые самолеты-мишени.

Строить позиции для первой системы зенитно-ракетной обороны начали одновременно с первыми боевыми запусками ракет В-300, в 1953 году. Собственно, именно системе С-25 Московская область и обязана двумя «бетонками» — Малым и Большим московскими автомобильными кольцами. Эти дороги были предназначены прежде всего для обслуживания боевых позиций системы «Беркут», «нанизанных» на 50- и 90-километровые рубежи, словно бусины на нитки. Когда строительство подходило к концу, в структуре Московского округа ПВО появилось и новое подразделение — Первая отдельная армия ПВО особого назначения, командовать которой назначили знаменитого зенитчика, генерал-полковника артиллерии Константина Казакова. 7 мая 1955 года новая система ПВО Москвы встала на опытное дежурство, которое в июне 1956-го стало постоянным.

Теперь Москва и московский промышленный район были прикрыты полностью: если стрельбу вели все ракетные подразделения, то они могли одновременно выпустить по 3 ракеты по каждой из 1000 сопровождаемых целей! Чтобы управляться с «Беркутом», требовались совершенно по-новому подготовленные офицерские и солдатские кадры, и их подготовку развернули одновременно с тем, как в войска начали поступать элементы системы С-25. Офицеров готовили в Горьковском училище противовоздушной обороны, которое позднее было переименовано в Горьковское высшее зенитное ракетное командное училище. За подготовку солдат и сержантов взялся специально созданный учебно-тренировочный центр УТЦ-2, расположившийся в Капустином Яру — там же, где впервые был произведен боевой пуск отечественной зенитной ракеты В-300 первого зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут».

Дата публикации: 26-04-2016

Категория: Артиллерия СССР

  Яндекс.Метрика